![]() |
Открытый информационный портал РБД |
На главную | В открытую библиотеку | ||
|
ГОГОТОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Работа выполнена на кафедре прикладной психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Петрова Елена Алексеевна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Яковлева Евгения Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент Сагалов Мирон Владимирович
Ведущая организация: Курский государственный педагогический университет
Защита состоится «14» мая 2002 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.136.05 в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109004, г.Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова.
Автореферат разослан «13 » апреля 2002 г.
Ученый секретарь диссертационного совета к. психол. н., доцент Шляхта Н.Ф. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Настоящая работа посвящена проблеме первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность работы. Необходимость разработки различных аспектов одной из наиболее сложных проблем социальной перцепции -формирования первого впечатления обусловлена его важностью как исходной формы процесса межличностного познания.
Проблема
формирования первого впечатления интенсивно детерминированность и изменчивость феномена под воздействием разных факторов. В конце 80-х годов в психологии невербального поведения (В .А. Лабунская) ставятся вопросы социально-психологической интерпретации незнакомого человека на основе его экспрессии. В настоящее время данная проблематика интенсивно разрабатывается в рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова, А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.). В работах данного направления показано, что главными источниками визуальной информации, индикаторами личности являются знаковые системы внешнего облика. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются при формировании первого впечатления взаимосвязано: дополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения. Дальнейшее изучение феномена первого впечатления требует раскрытия специфики восприятия незнакомого человека на различных онтогенетических ступенях развития человека. Наиболее интересным и недостаточно изученным в этом плане является старший дошкольный возраст. Проблема формирования первого впечатления о другом человеке у детей 6-7 лет является жизненно важной, так как известно, что предстоящая адаптация к школьному обучению требует от дошкольника расширенного вступления в контакт с новыми людьми: учителями и сверстниками-одноклассниками. От того, какое первое впечатление об учителе и сверстниках возникнет у детей, впервые переступивших порог школы, насколько правильно и адекватно дети смогут понять и построить отношения с другими, будут зависеть взаимопонимание и успех в общении, а, следовательно, и успешность включения в новую социальную ситуацию развития. Все вышесказанное относит проблематику изучения феномена первого впечатления об окружающих людях у старших дошкольников к разряду наиболее востребованных в сегодняшней психологии межличностного познания как с точки зрения общепсихологической логики развития проблематики, так и с точки зрения практики психологической работы с детьми, готовящимися к поступлению в школу.
Объект исследования: восприятие незнакомого человека детьми 67 лет. Предмет исследования: особенности первого впечатления старших дошкольников о другом человеке.
Цель исследования: изучить содержание первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.
Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что первое впечатление старших дошкольников о другом человеке определяется внешним обликом незнакомца.
Частные гипотезы: 1. Семиотические системы внешнего облика незнакомого человека в разной степени определяют первое впечатление и эмоциональное отношение к нему у старших дошкольников. 2. При разных задачах межличностного познания дети 6-7 лет интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей незнакомца. 3. Существуют гендерные различия в проявлении эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к другим людям в ситуациях формирования первого впечатления о них. 4. Выявить психологические проблемы и основные направления в изучении процесса межличностного восприятия в современной психологии. 5. Провести теоретический анализ подходов к исследованию феномена первого впечатления об окружающих людях в отечественной и зарубежной психологии. 6. Рассмотреть особенности развития межличностного восприятия в дошкольном возрасте. 7. Изучить, какие особенности незнакомого человека старшие дошкольники отражают при восприятии его внешнего (невербального) облика. 8. Исследовать особенности эмоционального отношения детей к другому человеку по первому впечатлению.
Методологической основой исследования являются теоретические положения, выработанные и принятые в отечественной науке: ♦ социально-перцептивного подхода о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, В.Н. Панферов, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус и др.); ♦ психологии невербального поведения о многозначности экспрессии человека (В.А. Лабунская); ♦ визуальной психосемиотики общения об индикативной функции визуальных знаков внешнего облика в познании людьми друг друга (Е.А.Петрова и др.).
Методы исследования. В эмпирическом исследовании использовались: модифицированная методика А.А.Бодалева «Метод словесных портретов»; диагностическое наблюдение; беседы; методы математической статистики по обработке эмпирических данных, качественный анализ результатов работы. Количественная обработка результатов исследования осуществлялась на базе IBM-PC-Pentium с использованием программного продукта "Microsoft" (2002 г.), а также электронных таблиц Excel и Access, пакетов статистической обработки данных SPSS 9.0 и Statistical 5.11.h. и заключалась в сравнении данных, проведении корреляционного анализа и др.
Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается исходными теоретическими концептуальными положениями; использованием комплекса методов, адекватных целям, задачам и логике нашего исследования, репрезентативностью выборки В качестве субъектов восприятия выступали дети старшего дошкольного возраста из д/с №9 и д/с № 129 г. Курска общим количеством 100 человек (50 мальчиков и 50 девочек). В качестве объектов восприятия в исследовании принимали участие 12 человек (6 взрослых людей - 3 мужчины и 3 женщины и 6 сверстников - 3 мальчика и 3 девочки).
Основные положения, выносимые на защиту: 1. При формировании первого впечатления у детей 6-7 летнего возраста проявляются следующие механизмы межличностного восприятия: стереотипизация, идентификация и эмпатия. Механизм рефлексии при восприятии другого человека по первому впечатлению у детей данного возраста не сформирован. 2. Первое впечатление детей старшего дошкольного возраста о другом человеке формируется на основе интерпретации его внешнего облика, о личностных качествах нового человека дети «судят» по особенностям его внешности. Причем, наиболее информативными для детей старшего дошкольного возраста являются семиотические элементы системы «костюм», наименее -«кинесики» и «габитуса». 3. Содержание и полнота интерпретации связаны с решением конкретной задачи межличностного познания. Дети 6-7 лет интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей незнакомца, в зависимости от задачи восприятия. Так, при описании внешнего облика незнакомого человека старшие дошкольники выделяют большее количество суждений, чем при объяснении причин своего эмоционального отношения к нему. 4. Эмоциональное отношение к незнакомому человеку связано с оформлением его внешности и физической привлекательностью. У старших дошкольников выявлена тенденция позитивного оценивания лиц своего пола. Показатели физических недостатков в облике незнакомого человека определяют негативное эмоциональное отношение к нему. При отсутствии подобных знаков в облике воспринимаемого человека, наиболее сильное влияние на модальность возникающего эмоционального отношения, оказывают такие семиотические элементы Научная новизна: 1. Выявлены психологические особенности формирования первого впечатления при невербальном восприятии другого человека у детей 6-7 лет, проявляющиеся в существовании на данной возрастной ступени развития таких механизмов межличностной перцепции как стереотипизация, идентификация, эмпатия и отсутствия механизма рефлексии. 2. Показана связь содержания восприятия и понимания незнакомого человека дошкольником с решением конкретной задачи межличностного познания. 3. Выявлена при формировании первого впечатления у детей старшего дошкольного возраста наибольшая информативность элементов знаковой системы «костюм», наименьшая -«кинесики» и «габитуса». 4. Установлена связь эмоционального отношения старшего дошкольника к незнакомому человеку с оценкой его костюма и физической привлекательности. 5. Установлены гендерные различия в восприятии незнакомого человека по первому впечатлению, проявляющиеся в тенденции позитивного оценивания лиц своего пола.
Практическая значимость исследования определяется полученными результатами и выводами об особенностях первого впечатления о других людях у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы психологами, педагогами, воспитателями при разработке содержания программ по развитию детской наблюдательности, в процессе обучения общению и др., а также в сфере подготовки психолого-педагогических кадров.
Апробация. Результаты исследования обсуждались на Российской научно-практической конференции "Реализация и развитие идей Л.С.Выготского в практике диагностики, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии" (Курск, 1997); Всероссийской научно-практической конференции "Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и проблемы современного образования" (Курск, 1999); Международной научной конференции "Вторые Илиадиевские чтения" (Курск, 1999); Региональной научно-практической конференции "Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы" (Курск, 2001); на съезде Российского Психологического Общества "Психология и ее Структура работы. Диссертационное исследование содержит введение, три главы, заключение, библиографический список литературы (258 источников, из них 12 на иностранном языке) и приложение. Работа проиллюстрирована таблицами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект и предмет изучения, формулируются цель, гипотезы и задачи работы, освещаются методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации "Первое впечатление о другом человеке как явление социальной перцепции" посвящена анализу отечественной и зарубежной литературы по проблеме первого впечатления, а также выделению основных положений, имеющих особую ценность для изучения феномена первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста. Изучение феномена первого впечатления развивалось, прежде всего, в социопсихологическом направлении в 50-е - 60-е годы прошлого столетия. Развитие социально-перцептивного подхода (Дж.Брунер) позволило определить невербальную коммуникацию как когнитивный процесс приема и переработки социальной информации, вследствие которого центральными психологическими закономерностями создания образа партнера по общению, являются особенности его выражения лица, внешнего облика и выразительного поведения (Е.Ф.Бажин, А.А.Бодалев, Я.Вальсинер, А.Г.Гусева, Г.В.Дьяконов, А.М.Зимичев, Г.А.Ковалев, В.Н.Куницина, Е.А.Петрова, Н.А.Русина, З.Ф.Семенова, П.М.Якобсон и др.) Психологическая наука в исследовании первого впечатления отличается общим стремлением к практическому выходу, то есть к поиску путей не просто констатации особенностей первого впечатления, но и к выработке (особенно в профессиональных сферах деятельности) навыков адекватности такого впечатления. Так, умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отражены в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (А.А.Бодалева, Г.В.Дьяконова, Л.И.Иванской, Г.А.Ковалева, С.И.Курячего, В.А.Лабунской, В.Н.Панферова, Е.А.Петровой, G.Allport, M.Argyale, G.Guilford, G.Lindzey, A.Maslow, R.Pokorny и многих других). При формировании первого впечатления о другом человеке А.А.Бодалевым, Г.В.Дьяконовым и Н.В.Крогиус доказана социально-перцептивная функция особенностей внешнего облика человека. В первую очередь, они являются индикаторами таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуальнно-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия-интроверсия и др. (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов, В.А.Лабунская). Из концепции В. А.Лабунской следует, что на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный / непривлекательный, добрый / злой и т.п. В психологической науке принято выделять три основных фактора, обуславливающих первое впечатление (А. А. Бодалев): 1. Субъективные характеристики внешнего облика другого человека - его физическая наружность, экспрессия, оформление внешности. 2. Личностные качества субъекта восприятия - психический склад и отношение к различным сторонам действительности, индивидуальные особенности развития. 3. Ситуация, в условиях которой происходит познание другого человека. В реальном процессе восприятия данные факторы всегда действуют в теснейшем единстве. Отдельным направлением в исследовании первого впечатления можно считать его изучение с позиции визуальной психосемиотики общения (АЕ.А.Петрова, 1984, 1998, 2001). Основное внимание здесь уделяется трем визуально - коммуникативным структурам: 1) габитус - физический облик, конституция и пр.; 2) костюм - социальное оформление внешности: одежда, прическа, украшения и пр.; 3) кинесика - значащие движения: мимика, жестикуляция, походка, позы и пр. Иными словами, данное направление изучает, прежде всего, впечатление, производимое внешним обликом человека. В целом, исследования феномена первого впечатления в трудах отечественных и зарубежных психологов дают основания сделать следующие выводы: > Образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а характеристика личности этого человека может оказаться поспешным обобщением. > Точность первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей связана не только с особенностями объекта восприятия, но и с особенностями самих субъектов восприятия. > Познание личности во всех ее главных связях с действительностью - в труде, учебе, отдыхе, общении и др., ведет к раскрытию и пониманию ее своеобразия и индивидуальности. Далее в первой главе рассматриваются работы, посвященные развитию межличностного восприятия ребенком дошкольного возраста (А.Валлон, И.А.Васильев, М.Ю.Кистяковская, Ю.Куль, П.Р.Чамата, Д.Б.Эльконин, А.В.Ярмоленко и др.) Показано, что психологическая наука исходит из того факта, что восприятие и понимание человека, формирующееся у ребенка, отличается от восприятия и понимания этого же человека взрослым. Характер осознания ребенком особенностей сверстников и взрослых теснейшим образом связан с развитием его как субъекта познания. Некоторые элементы первого впечатления у ребенка появляются уже в первые недели жизни. Дальнейшее развитие личности ребенка обуславливает и развитие межличностного восприятия. Так, в дошкольном возрасте /3-7 лет/ восприятие другого человека становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим Формируются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова). Несмотря на большое количество исследований, посвященных феномену первого впечатления, в результате анализа выявилась низкая степень разработанности ряда вопросов. Так, недостаточно изученными в современной науке остаются вопросы возрастной динамики психологических особенностей первого впечатления. Можно отметить, что большинство работ посвящено исследованию феномена первого впечатления у младших школьников, подростков, взрослых людей, старший же дошкольный возраст оказывается в этом отношении практически неизученным. Также в современной литературе наблюдается смещение акцента в пользу рассмотрения семиотических элементов внешнего облика человека при первом впечатлении, в то время как эмоциональные, чувственные компоненты и причины их возникновения остаются нераскрытыми. Во второй главе "Разработка, ход и методы исследования первого впечатления у детей дошкольного возраста" излагается программа эмпирического исследования, описание его этапов и методов, процедуры и статистические методы обработки данных. Технология исследования феномена первого впечатления состоит из серии последовательных предъявлений детям старшего дошкольного возраста незнакомых ранее людей различного пола и возраста. В ходе исследования испытуемые имеют возможность наблюдать за новым человеком и затем высказывать создавшееся первое впечатление о нем. При анализе данных эмпирического материала используется метод контент-анализа словесных портретов. Сходства и различия содержания словесных портретов являются основой для заключения об особенностях восприятия старшими дошкольниками незнакомых людей. При анализе словесных портретов дошкольников в качестве единицы контент-анализа выступает одно слово или словосочетание, обозначающее качество, признак, особенность, свойство другого человека. При количественно-качественном анализе результатов выявляется полнота словесных портретов, которая образуется путем сложения количественных показателей какой-либо импрессиограммы по всем ее подкатегориям. То есть, подсчитывается общее количество особенностей, свойств другого человека, отраженных детьми. Выделяют три уровня полноты словесных портретов: низкий (от 1 до 3 единиц), средний (от 4 - до 6 единиц), высокий - от 7 единиц и выше (Н.И.Бабич, 1988). Процесс непосредственного восприятия нового человека детьми 6-7 лет ограничен временными рамками 5 минут, что соответствует временным рамкам экспериментальной ситуации первого впечатления действительному временному интервалу явления актуального первого впечатления о другом человеке (Г.В.Дьяконов, 1979). Исследование формирования первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста включало в себя несколько этапов. Первый подготовительный этап состоял из предварительной беседы с детьми. Испытуемым в доступной форме объяснялась эмпирическая задача: "Ребята, сейчас к вам по очереди будут приходить люди, которых вы раньше никогда не видели. Пожалуйста, очень внимательно понаблюдайте за каждым новым человеком, а затем расскажите, чем он вам запомнился. То есть, выскажите все свои впечатления о нем". Следующий этап представлял собой акт непосредственного восприятия дошкольниками незнакомого человека. В данной ситуации объект восприятия, входя в помещение к детям, мог вести себя как угодно, исходя из своих побуждений и настроений (мог стоять на месте, двигаться по комнате, сидеть и т.д.). На третьем этапе осуществлялся сбор эмпирического материала. Испытуемые высказывали все свои впечатления, полученные от знакомства с новым человеком. Так как в задачи нашего исследования входило выяснение того, какие особенности, свойства другого человека дети отражают при кратковременном его восприятии, а также, какое эмоциональное отношение формируется у старших дошкольников к новому человеку, то на данном этапе мы выделили две серии эмпирического исследования. Первая серия: Изучение особенностей, свойств другого человека при первом впечатлении о нем у детей старшего дошкольного возраста. Вторая серия: Исследование эмоционального отношения детей к новому человеку при кратковременном его восприятии. Учитывая специфику возраста испытуемых и с целью большей продуктивности выполнения задач исследования, детям предлагалось выразить свое первое впечатление с помощью наводящих вопросов экспериментатора: • "Расскажи, чем тебе запомнился незнакомый человек. Опиши его" [В первой серии]. • " Он(а) тебе понравился(лась)? Почему, чем он(а) тебе (не)понравился(лась)?" [Во второй серии]. По окончании времени восприятия на каждого незнакомого человека каждый дошкольник составлял 2 словесных портрета: в одном ребенок отражал особенности, характеризующие объекта восприятия, в другом - причины эмоционального отношения к нему. Поскольку общее количество объектов восприятия, принимавших участие в эмпирическом исследовании, составляло 12 человек, то последовательность предъявлений незнакомых людей испытуемым мы разделили на три группы (соответственно три блока данных). В каждой группе дети поочередно воспринимали и выражали свои первые впечатления о четырех новых людях (взрослых мужчине и женщине, а также сверстниках - о мальчике и девочке). Адекватность восприятия детьми незнакомых людей определялась методом "компетентных судей". В процессе исследования каждый объект восприятия оценивался "компетентными судьями" по двум категориям привлекательный, непривлекательный. В состав "компетентных судей" вошли люди, ранее незнакомые с объектами восприятия (воспитатели, психологи, методисты тех учреждений, в которых проходило исследование). Средняя оценка адекватности отдельного словесного портрета появлялась путем деления суммы бальных оценок всех экспертов на количество экспертов. В дальнейшем уровень оценки адекватности первого впечатления оценивался нами по системе Н.И.Бабич (1988): Н - неадекватный (вербализуемые качества не соответствуют истинному положению вещей). ФА - формально-адекватный (данные словесного портрета характеризуют человека глобально, поверхностно). СЧА - ситуативный, частично-адекватный (присутствуют элементы правильного отражения объекта восприятия, но точность соответствует лишь ситуации взаимодействия). СА - ситуативно-адекватный (описание объекта восприятия вполне соответствует действительности, но налицо влияние ситуации и проявленных в ней качеств). БЧА - базальный, частично-адекватный (в портретах отмечаются стержневые характеристики личности, но, вместе с тем, присутствуют неточности). БА - базально-адекватный (с первого раза отмечается главное в личности воспринимаемого, за ситуативными проявлениями видится глубинный смысл, или же правильно отражаются внешние характеристики).
Третья глава "Особенности первого впечатления о другом человеке у старших дошкольников" представляет собой описание и анализ результатов эмпирического исследования. В процессе исследования от испытуемых получено 2400 свободных словесных портретов (по 800 в каждом блоке), отражающих особенности формирования первого впечатления старших дошкольников о других людях. Адекватность отражения дошкольниками свойств, особенностей, качеств другой личности в большинстве случаев является: ситуативной (63%), а также неадекватной (25%) и формально-адекватной (12%). Данные типы отражения объясняются предметно-практическим содержанием деятельности старших дошкольников, а также реализацией операционально-инструментальных установок детей. При выражении первых впечатлений о других людях, дети отмечают как личностные качества, так и особенности внешнего облика незнакомцев. Личностные качества объектов восприятия представлены PAGE14
очень незначительно. Их отражают всего 32% испытуемых, используя высказывания типа "добрый(ая)" - "злой(ая)", "веселый(ая)" -"грустный(ая)", "хоропшй(ая)" - "плохой(ая)". На особенности внешнего облика указывают все дети, участвующие в исследовании. При отражении особенностей внешнего облика незнакомых людей преобладают характеристики особенностей оформления их внешности (элементов системы "костюм") - 60% фиксирований. Отражение черт физического облика (элементов системы "габитус") составляет 35%, значащих движений (элементов системы "кинесика") - 5%. Указанные тенденции отчетливо просматриваются на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Соотношение семиотических систем внешнего облика объектов восприятия (суммарно в генеральной выборке).
Факт наименьшего количественного показателя в содержании словесных портретов элементов "кинесики" объясняется тем, что экспрессия объектов восприятия была минимальной. В результате, у детей, наблюдавших за новыми людьми, оказалось слишком мало данных, позволяющих характеризовать особенности выразительных движений незнакомцев. Говоря об особенностях оформления внешности незнакомых людей, дети отмечают их одежду, обувь, прическу, длину волос, украшения, а также обращают внимание на макияж и декоративную косметику у женщин. Отражая черты физического облика незнакомцев, дети указывают на рост, возраст, телосложение, цвет волос, цвет глаз, лицо, нос и зубы. Среди значащих движений выделяют походку, позу, жестикуляцию и мимику объектов восприятия. Словесные портреты испытуемых во всех сериях эмпирического исследования различаются своей полнотой. В первой серии эмпирического исследования, при описании особенностей, свойств, другого человека по первому впечатлению, испытуемые выделяют большее количество признаков характеризуемого объекта восприятия, чем во второй серии, при объяснении причин эмоционального отношения к нему. Большинство дошкольников (50%) называют от 4-х до 6-ти слов, словосочетаний, обозначающих другого человека. Полнота словесных портретов 43% испытуемых колеблется от 1-й единицы до 3-х. Минимальное количество детей (7%) выделяют от 7 и более слов, характеризующих особенности и свойства другого человека. При восприятии незнакомых сверстников у детей старшего дошкольного возраста проявился механизм идентификации. 25% испытуемых отождествляют себя с другими детьми по росту, возрасту, прическе и одежде. У 30% испытуемых, при выражении первых впечатлений о незнакомых людях, проявился механизм стереотипизации. Взрослые объекты восприятия ассоциируются с героями кино, родственниками и знакомыми, а сверстники напоминают только знакомых и родных. Обращает на себя внимание тот факт, что взрослые люди вызывают схожесть, в основном, с зарубежными представителями кино-шоу-бизнеса. Информированность детей об отечественных звездах очень скудна. Так, например, в незнакомых женщинах испытуемые видели и Джулию Роббертс (актриса Голливуда), и Наталью Арейру (Аргентинская актриса молодежных телесериалов). Незнакомые мужчины напоминали Алека Болдуина (актер Голливуда), "красавчика Диего" из телесериала "Богатые и знаменитые", Дмитрия Певцова (российский актер). Можно предположить, что данный факт объясняется широкой демонстрацией по центральному телевидению зарубежных телесериалов и кинофильмов в период проведения эмпирического исследования, в то время, как отечественный кинематограф не был представлен так широко. Проявление механизма эмпатии обнаружилось у 8% дошкольников. Механизм рефлексии у детей 6-7 лет при восприятии людей по первому впечатлению не выявился. Характеризуя особенности внешнего облика другого человека, дети ошибаются в отражении возраста, роста, длины волос, элементов одежды и обуви. Неправильно называют цвет волос, цвет глаз, цвет одежды незнакомых людей. Незнакомые люди, выступившие в роли объектов восприятия, вызвали у испытуемых различное эмоциональное отношение. В проявлении эмоционального отношения детей к другим людям по первому впечатлению выявлены гендерные различия. Так, тенденция позитивно воспринимать лиц женского пола характерна большинству девочек, а тенденция позитивно оценивать лиц мужского пола свойственна большему количеству мальчиков. Данный факт объясняется механизмом идентификации старших дошкольников в процессе межличностного восприятия. Среди испытуемых выявилось 30% детей, склонных проявлять одинаковое эмоциональное отношение ко всем объектам восприятия. Таким детям незнакомые люди либо всегда нравились (18% дошкольников), либо всегда не нравились (12% дошкольников). Раскрывая причины своих симпатий и антипатий, чаще всего дети указывают на одежду (33% - максимум фиксирований суммарно в генеральной выборке) и прическу (31% фиксирований суммарно в генеральной выборке) в облике воспринимаемых. Отзываясь об этих особенностях оформления внешности, испытуемые употребляют выражения: "красивая" - "некрасивая", "хорошая" - "плохая", "модная" -"старомодная", "стильная". Другие элементы "костюма", "габитуса" и "кинесики" незнакомцев отражаются дошкольниками гораздо реже (от 1% до 13% фиксирований суммарно в генеральной выборке). Обращает на себя внимание тот факт, что незнакомый человек, выражающий негативные эмоции по отношению к детям (прищуренный надменный взгляд, злобное выражение лица) понравился большинству дошкольников (64% испытуемых) [вторая группа, объект восприятия мужчина]. Комментируя причины своих симпатий, дети наиболее часто указывают на особенности оформления внешности незнакомца: его одежду (88% - максимум фиксирований), украшения (53% фиксирований) и прическу (44% фиксирований), а также особенность его физического облика - спортивную фигуру (47% фиксирований). В словесных портретах некоторых детей (8%) присутствуют характеристики сходств объекта восприятия с положительным героем зарубежных "боевиков" Рэмбо. Воспринимая невербальный облик нового человека с физическим недостатком (третья группа, объект восприятия мужчина), большинство детей (74% испытуемых) выразили свое отрицательное первое впечатление. В качестве причин, объясняющих негативное отношение к незнакомцу, чаще всего дети называют элемент семиотической системы "костюм": очки в облике мужчины (73% - максимум фиксирований) и элемент семиотической системы "кинесика": прихрамывающую походку (63% фиксирований). Указанные факты свидетельствуют об индивидуальных различиях, как объектов, так и субъектов восприятия, сказывающихся на В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, изложены выводы, подтверждающие основные положения, выносимые на защиту, приведены данные о практической значимости и дальнейших направлениях исследования.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. 1. При формировании первого впечатления о другом человеке у старших дошкольников проявляются такие механизмы межличностного восприятия как стереотипизация, идентификация и эмпатия. Механизм рефлексии при восприятии другого человека по первому впечатлению у детей данного возраста отсутствует. 2. Анализ содержания словесных портретов детей старшего дошкольного возраста показал, что при первом впечатлении о другом человеке дети чаще всего фиксируют особенности оформления его внешности. На другие элементы внешнего облика человека (его физические данные, выразительное поведение), а также личностные качества дети указывают гораздо реже. Наиболее информативными являются семиотические элементы систем "костюм", наименее - семиотические элементы системы "габитус". Чем ярче и наряднее одежда воспринимаемого человека, чем больше, по мнению детей, она отражает запросы современной моды, тем сильнее ее хозяин нравится дошкольникам. 3. Содержание интерпретации связано с решением конкретной задачи межличностного познания. Дети 6-7 лет интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей незнакомца в зависимости от задачи восприятия. Так, при описании внешнего облика незнакомого человека старшие дошкольники выделяют большее количество суждений, чем при объяснении причин своего эмоционального отношения к нему. 4. Эмоциональное отношение детей к новому человеку, в большей степени, зависит от особенностей оформления его внешнего облика и, прежде всего, от одежды и прически незнакомца. Половозрастные особенности, а также эмоциональное состояние объектов восприятия не оказывают заметного влияния на формирование эмоционального отношения к ним. У старших дошкольников выявлена тенденция позитивного оценивания лиц своего пола. Физические недостатки в облике незнакомого человека определяют негативное эмоциональное отношение к нему. При отсутствии таковых знаков в облике воспринимаемого человека, наиболее сильное влияние на модальность возникающего эмоционального отношения, оказывают такие семиотические элементы социального оформления внешности незнакомого человека, как одежда и прическа. 5. Объекты восприятия женского пола производят положительное первое впечатление на большее количество детей, если у них длинные, аккуратно причесанные волосы. Объекты восприятия мужского пола нравятся больше, если у них короткие аккуратные стрижки. 6. При первом впечатлении о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста более глубоким является восприятие сверстников, как более знакомых объектов. Описания взрослых людей наиболее просты.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора: 1. Проблемы взаимопонимания у младших школьников //Реализация и развитие идей Л. С. Выготского в практике диагностики, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. - Курск, 1997.- С.51-52. 2. Особенности восприятия нового человека детьми 6-7 лет как показатель готовности к обучению в школе //Педагогическое наследие К. Д.Ушинского и проблемы современного образования. - Курск, 1999.- С.141-143. 3. Бытие и сознание в познании людьми друг друга //Вторые Илиадиевские чтения. - Курск, 1999.- С.50-53. 4. Влияние индивидуально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста на восприятие другого человека //Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. -Курск, 2001.- С.30-32. 5. Особенности первого впечатления старших дошкольников о другом человеке //Психология и ее приложения. Психология как система направлений/ Ежегодник РП0, М, Т.9, Вып.2, 2002.- С.107-108. |
Спонсоры сайта: Институт глобалистики
и коммуникаций,
НИИ Европейского развития
|
|
Авторское право на тексты принадлежит их авторам, все тексты предоставлены только для ознакомления. |