Открытый информационный портал РБД
На главную                     |               В открытую библиотеку


Разделы
 



Страна
  Россия
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук


 

Научный руководитель:


 

доктор психологических наук, доцент Волоскова Наталья Николаевна


 

 


 

Официальные оппоненты:


 

доктор психологических наук, профессор Озеров Виктор Петрович


 

 

доктор психологических наук, профессор Ратанова Тамара Анатольевна

 

Ведущая организация:        Московский педагогический

государственный университет

 

 

 

 

Защита диссертации состоится 28 ноября 2003 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д212.256.01 в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009. г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, аудитория 416.

 

 

 

 

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Ставропольского государст-

венного университета.

 

 

 

 

Автореферат разослан 25 октября 2003 года.


 

Подпись: Подпись: Л.И. Губарева


  

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

доктор биологических наук, профессор


 

диссертационного совета


 

Актуальность исследования. В последние десятилетия приобрела общественную значимость подростковая психология. Социальные, экологические факторы, вступая в ак­тивное взаимодействие с той или иной выраженностью психотипологической, характеро­логической, личностной, конституционально обусловленной неполноценностью, дефект­ностью мозга (А.Г. Ананьев, 1977; К.К. Платонов, 1965; Б.Н. Теплов, 1961; Е.В. Шорохова, 1961), приводят к проявлениям психологической и личностной декомпенсации и дезадап­тации подростков.

Подростковая психология остро нуждается в теоретической и практической разра­ботке аспектов психологии общения и, прежде всего, - общения речевого, часто отражаю­щего различную степень выраженности мозговой недостаточности. А.Н. Леонтьев (1948) утверждал, что всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психо­логической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоя­тельств и цели общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств».

Отечественные психологи отмечают неразрывную связь несводимых друг к другу общения и деятельности, выступающих в качестве базовых категорий психологической науки (С.Л. Рубинштейн, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984). Важнейшим ориентиром человека при его деятельности в мире, диалоге человека с миром является язык. А. А. Леонтьев (1997) называет его языком личности, подчеркивая этим самым не только "значенческий", смы­словой феномен языка, но личностно детерминированную (субъектную) стратегию речево­го общения.

А.В. Брушлинский и В.А. Поликарпов (1999), подтверждая эти положения, указыва­ют, что на любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная взаимосвязь субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений. Мировоззрен­ческий и культурный уровень вносят свою коррекцию в личностные переживания и пове­денческие аномальные проявления, чаще всего, отражаясь в вербально-коммуникативной функции или коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, 2001). В общем смысле речевая коммуникация или речевое общение представляет собой важнейший фактор со­вместной деятельности людей, выявляющий активность или инактивность его участников.

Личность развивается как целое и ни одна функция (ни речь, ни память) не может развиваться самостоятельно, и лишь в целях научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития (Л.С. Выготский, 1934). Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функцио­нальных систем организма, активным формированием личности, ее социализации, подро­


 

стковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса дозревания (адо-лесценции): коммуникативно-речевую деятельность, проявляющуюся активностью или инактивностью. Конституционально-типологический комплексный анализ функций, про­водимый в течение ряда лет в Ставропольском государственном университете, позволяет «голографически» представить развитие личности в конституциональном личностном кон­тинууме.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. В связи с этим трудности комму­никативно-речевой деятельности провоцируют личностные проблемы самоопределения и самореализации в жизни, что обосновывает необходимость развития специализированной психологической помощи подросткам.

Цель диссертационного исследования: разработка вариантов психологической ди­агностики и психокоррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков с раз­личной степенью выраженности конституционально-типологической предиспозиции лич­ности.

Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.

Предмет исследования: коммуникативно-речевая инактивность у подростков, требующая оказания специализированной психологической помощи.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам психологической диагно­стики и коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков.

2. Подобрать унифицированный набор экспериментально-психологических методик, наиболее полно отражающих степень выраженности коммуникативно-речевой инактивно-сти.

3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы психологической коррекции коммуникативно-речевой инактивности у подростков с учетом конституцио­нально-психотипологических особенностей личности.

4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализирован­ной помощи подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности, используя методы психодиагностики.

Эмпирическая гипотеза исследования

Коммуникативно-речевая деятельность (активность/инактивность) может выступать в качестве психологического маркера, отражающего степень выраженности конституцио­нально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции.

Теоретическая гипотеза исследования основана на континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально -психотипологические основы индивида детерминируют субъектно-деятельностные отно­шения личности. В случае справедливости настоящей гипотезы можно рассчитывать на значительную эффективность от применения специализированной психологической по­мощи, обращенной к конституциональным основам личности.

Методологические основы исследования: идея понимания речевого общения А.А. Леонтьева; концептуальные и методологические проблемы исследования коммуника­тивно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.Н, Соколов, С.Д. Канцельсон); субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна; теория диалогизма М.М. Бахтина; положе­ния Л. С. Выготского о роли речи и мышления в развитии личности; механизмах речи (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, В. Пенфольд, Л. Робертс); концепции отечественной и зару­бежной психологии о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании детей и подростков, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, В.Н. Мя-сищев); об этапах формирования личности и общения в онтогенезе (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); философско-теоретические концепции о целостности личности (Л.И. Анцыферова, Е.В. Шорохова); представления об индивиду­альных поведенческих стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических психических особенностей (Б.С. Братусь, В.В. Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин); отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализирован­ной психологической помощи (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова).

Материал и методики исследования. В экспериментально-психологическом иссле­довании приняло участие 348 подростков (188 юношей и 160 девушек) в возрасте 15-16 лет. Обследование проводилось не менее 2 раз в год на базе Межвузовской лабора­тории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, муниципальных общеобразовательных лицеев города Ставрополя в течение нескольких лет, что позволило подтвердить предшествующие результаты исследования.

Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы и методики психологического обследования: социограмма, метод полярных профилей Дембо-Рубинштейн, позволяющий исследовать самооценку личности, методика исследо­вания уровня притязаний К. Левина, методика исследования тревожности Ч. Спилбергера, проективный тест Розенцвейга, методика шкалирования эмоциональных отношений, мето­дика ранжирования определений, контент-анализ сочинений подростков и их родителей (по В.В. Столину).

В настоящем выборочном экспериментально-психологическом обследовании участ­вовали подростки, составившие 3 группы: 1 группа (основная) - подростки с проблемами межличностной перцепции (по результатам социограммы «отвергаемые») и трудностями в обучении русскому языку в виде ошибок письма и письменного высказывания; обучаю­щихся не выше «удовлетворительно», что указывало на конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию личности (Н.Н. Волоскова, 2001; И.В. Боев, 2003); 2 группа (сравнительная) - подростки, имеющие трудности обучения русскому языку, с дефектами звукопроизношения или невнятной уст­ной речью, но без искажения межличностной перцепции, т.е. референтные с группой свер­стников, что подчеркивает вероятность лишь конституционально-типологической недос­таточности ВНД (О.А. Минаева, 2003); 3 группа - контрольная и состояла из условно здо­ровых подростков, обучающихся на «хорошо» и «отлично», отличающихся стабильными межличностными отношениями.

Используя принципы дифференциальной диагностики в психологии личности, пред­ложенные О.А. Ахвердовой и И.В. Боевым (1990-2003), все обследуемые были распреде­лены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы - акцентуации с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД (2 группа) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально-типологической недоста­точности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (1 группа).

Результаты экспериментально-психологического исследования всех подростков подверглись сплошной математической обработке полученных данных, которая проводи­лась методом многомерной статистики с применением факторного и корреляционного анализов.

Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа прово­дилась в несколько этапов:

1.         Поисково-теоретический этап (2000-2001 гг.) был направлен на изучение и анализ
психологической, научно-методической и специальной литературы; была уточнена тема
исследования, разработан план работы, проводился отбор методов и средств для дальней-
шего исследования и психокоррекции.

2.   Экспериментально-психологический этап (2001-2002 гг.), на котором определя-
лись реактивная и личностная тревожность, коммуникативность, отношение к окружаю-
щим, активность, эмоционально-волевые качества, личностные установки подростков и
межличностные отношения в семье в коллективе сверстников. С помощью социограммы
были выявлены «отвергаемые» учащиеся. Подсчитывались и анализировались корреляции
между иерархиями качеств, полученных с помощью методики ранжирования определений:

«Я» реального и идеального. Внедрение и объективизация эффективности специально раз­работанной психокоррекционной программы для подростков с признаками коммуникатив­но-речевой инактивности.

3. Обобщающе-аналитический этап (2002-2003 гг.), когда проводилась систематиза­ция результатов исследования с последующим статистическим и патогенетическим анали­зом; уточнялись теоретические положения; объективизировалась эффективность психо-коррекционньгх методов; полученные результаты психолого-математического анализа бы­ли визуализированы графически, что повысило доступность восприятия результатов ис­следования и точность интерпретации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативно-речевая деятельность (активность или инактивность) отражает уровень развития психических процессов, межличностных отношений, сознания и само­сознания личности и может выступать в качестве психологического маркера степени вы­раженности конституционально-типологической и личностной предиспозиции подростка.

2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики позволяет на вы­соко достоверном уровне определить степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности как маркера конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и/или психотипологической предиспозиции личности.

3. Подросткам с признаками коммуникативно-речевой инактивности необходима специализированная психологическая помощь с целью восстановления конституциональ­ных психологических механизмов компенсации и адаптации личности, что служит профи­лактикой вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.

Научная новизна исследования. Впервые изучена коммуникативно-речевая инак-тивность в подростковом возрасте с позиций конституциональной психологии. Выделен психологический и личностный комплекс признаков коммуникативно-речевой инактивно-сти у подростков, имеющих различную степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психотипологической предиспозиции лично­сти. Доказано, что коммуникативно-речевая инактивность может проявляться у подрост­ков, относящихся к конституциональному личностному диапазону психологической нор­мы - акцентуации, или к диапазону пограничной аномальной личности. В первом случае правомерно ожидать благоприятного социально-психологического прогноза, во втором случае - это неоправданно.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии интимных пси­хологических и личностных механизмов, лежащих в основе столь важного для подростков комплекса коммуникативно-речевой активности/инактивности. Представлены научные ар­гументы, подтверждающие, что конституциональные психологические механизмы защиты в виде компенсации и адаптации зависят от степени выраженности и сочетания конститу­ционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности. Оценка коммуникативно-речевой инактивности с точки зрения конституцио­нального личностного континуума позволяет в полном объеме представить себе формиро­вание неразрывной взаимосвязи субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотно­шений у подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан диагности­ческий комплекс психологических методик, показатели которых в своей совокупности полноценно и достоверно раскрывают суть коммуникативно-речевой инактивности у подростков. Предложенный диагностический психологический комплекс может быть использован в иных научных исследованиях, направленных на решение аналогичных за­дач, в работе школьной психологической службы. Психологам, клиническим психологам, социальным работникам и учителям предложена для использования в практической ра­боте совокупность психологических признаков, отражающих различную степень выра­женности коммуникативно-речевой инактивности. Разработана специализированная пси­хологическая помощь в виде различных вариантов индивидуальной и групповой психо­коррекции, включающих социально-психологические тренинги, направленные на восста­новление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Применяемые методы психокоррекции позволяют добиться позитивного личностного дрейфа из диапазона ПАЛ в сторону диапазона психологической нормы-акцентуации, ко­гда восстанавливается уровень адекватности самооценки, устраняется фиксация на пре­пятствиях, нивелируются тревожность и переживания речевого дефекта, заметно улучша­ется коммуникативность.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, опирающимися на современные достижения психологии личности, реализацией методов психодиагностики, адекватных предмету и задачам иссле­дования, репрезентативностью выборки, значимостью полученных результатов при ис­пользовании специализированной психологической помощи подросткам, а также экспери­ментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с примене­нием современных методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсу­ждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета, на заседаниях научно-координационного Совета факуль­тета психологии СГУ, представлялись на XLII научно-методической конференции препо­давателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 1997, 1999), 44  научно-методической  конференции  «Язык и  образование  в  диалоге  культур»

«Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000), научной региональной конферен­ции «Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуника­ции» (Ставрополь, 2000), научно-методической конференции «Личность: культура и обра­зование» (Ставрополь, 2001). Материалы исследования внедрены в образовательный про­цесс Ставропольского государственного университета, общеобразовательных учреждений города Ставрополя.

Публикации результатов исследования: по теме диссертации опубликовано 7 ра­бот.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание ра­боты изложено на 165 страницах машинописного текста, иллюстрировано таблицами и ри­сунками. Библиография насчитывает 219 источников: из них 214 на русском языке и 5 -на иностранном языке.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснован выбор проблематики настоящего исследования, определены актуальность темы, объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи исследова­ния, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, изложены гипотеза исследования и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Проблема коммуникативно-речевой активности/инактивности в психологической науке» представлен анализ научной литературы, посвященной изучению речевой деятельности и общению, которые в целом формируются и развиваются в единст­ве с общим развитием личности. Все виды речевой деятельности (устная и письменная) наиболее ярко проявляются в вербально-коммуникативном функционировании (Л.С. Вы­готский, 1982; Н.И. Жинкин, 1982; А.Р. Лурия, 1969; И.А. Зимняя, 2001). Процессы позна­ния и коммуникации органически соединены при формировании мысле-рече-языковой способности человека и органически спаяны с развитием его личности (А.А. Леонтьев,

1999;

Т.М. Ярошевский, 1984). Как явление био-психо-социальное, речевая деятельность (рече­вое поведение) отражает индивидуально-психологические особенности личности, обнажая при этом, общие социальные корни общения, деятельности, сознания и личности человека.

В коммуникативно-речевой активности отражаются волевые усилия, внутренняя го­товность действовать соответствующим образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации, динамическое интегральное свойство личности, способное трансформировать под воздействием обучения или психокоррекции свой характер от воспроизводящего до творческого. Коммуникативно-речевая активность - это и предмет, и основное условие обучения речи (Р.Т. Фульга, 1982).

Тесные связи между структурами личности и процессом общения, как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности (актуалогенезе) позволяет постули­ровать, что нарушения коммуникативных функций должны неизбежно привести к ано­мальным изменениям личности, неадаптивному ее поведению на внутри- и межличност­ном уровне (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев, 1999). И наоборот, патология личности не может, по мнению Ж.М. Глозман (2002), не повлиять на коммуникативные возможности субъекта.

Во второй главе - «Материал, методы исследования и психокоррекции коммуника­тивно-речевой инактивности у подростков» - с позиции конституциональной психологии анализируется коммуникативно-речевая инактивность в континууме конституционально-психотипологической изменчивости личности, рассматриваются операционально-техническое, мотивационное и звено контроля коммуникативно-речевой функции, а также дается психологический анализ видов речевой деятельности (устной и письменной).

Третья глава - «Результаты экспериментально-психологических исследований коммуникативно-речевой инактивности у подростков» посвящена сравнительному эмпи­рическому и экспериментально-психологическому анализу подростков.

Исследование самооценки подростков с коммуникативно-речевой инактивностью подтвердило появление признаков нарушения адекватности самооценки, когда количество крайних (неадекватных) оценок в 1 группе достигало 78% от общего числа оценок, во 2 группе не превышало 44% обследованных; в тоже время в контрольной 3 группе крайние оценки практически отсутствовали - 1,5% от общего числа оценок. Подростки контрольной группы стремились сделать выбор на шкале в месте близком к средней сте­пени выраженности оцениваемого качества. Подростки первой и второй эксперименталь­ных групп показали не более 26% случаев заниженной самооценки, не более 12% демонст­рировали завышенный уровень самооценки, а в контрольной группе этот показатель не превышал 6% случаев (рис. 1).


 

 


Рисунок №1 Динамика уровня самооценки подростков в процессе психокоррекции 

Неадекватные оценки распределялись как на отрицательном, так и на положитель­ном полюсе, распространяясь не только на шкалы коммуникативности, но и на остальные группы качеств, что позволяют оценить их как показатель выражения степени нарушений самооценки у подростков, имеющих коммуникативно-речевую инактивность. Достоверно неадекватная самооценка в большей степени выражена среди обследованных 1 группы.

Сравнительная динамика личностных качеств в процессе психокоррекции показала увеличение самооценки по шкале коммуникативности у 86% подростков (р<0,05), по шка­ле активности - у 70% подростков (р<0,05). Самооценка подростков стала отличаться большей определенностью, на что указывало отсутствие неадекватных выборов оценок. По показателю сдвига самооценки (уменьшение степени расхождения реальной и премор-бидной самооценок) ее динамика после завершения специализированной психологической помощи была положительной в обеих группах. Анализ результатов изменчивости само­оценки в динамике психокоррекционной работы позволяет утверждать, что психологиче­ская помощь положительно влияет на адекватность самооценки подростков, уменьшая практически в 3 раза количество неадекватных оценок в основной и сравнительной груп­пах. Адекватность самооценки наблюдалась в среднем у 66% подростков по сравнению с начальным периодом, не превышавшим 45% случаев.

Следовательно, направленность психокоррекции на восстановление конституцио­нальных психологических механизмов компенсации и адаптации личности достоверно по­зволяет значительно уменьшить степень расхождения в самооценке подростков до и после психокоррекции по трем шкалам: коммуникативности, активности и эмоционально-волевым качествам.

В отличие от контрольной группы условно здоровых подростков, у которых обе са­мооценки практически совпадали (среднее расхождение 0,2 см, что составляет 2%), у под­ростков диапазона психологической нормы - акцентуации с признаками конституцио­нально-типологической недостаточности ВНД было выражено среднее расхождение меж­ду актуальной и преморбидной самооценками, колеблющимися от 10 до 25% случаев, что определялось по трем шкалам: эмоционально-волевой, активности и коммуникативности. Шкала качеств, характеризующих отношение к окружающим, оказалась относительно ус­тойчивой. В тоже время, среди подростков диапазона ПАЛ с сочетанной конституцио­нально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности среднее расхождение превышает 35-45% случаев, при этом отношение к окру­жающим по шкале качеств отличалось неустойчивостью, указывая на нарастание социаль­но-психологической дезадаптации у исследуемых подростков.

Таким образом, изменение самооценки и самоконтроля у подростков, имеющих ком­муникативно-речевую инактивность, отражает результат нарушения способности к вер­бальному и невербальному общению, резко изменяющего всю систему социальных взаи­модействий этих подростков, что достоверно заметно на примере подростков диапазона ПАЛ с сочетанной конституциональной недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности.

Исследование уровня притязаний подростков с коммуникативно-речевой инактивно-стью показало, что у них, как правило, вырабатывается адекватный уровень притязаний, т.е. отмечается повышение уровня притязаний после успешного выполнения задания и его понижение после фиаско у подростков контрольной группы. Компонентом мотивационной структуры служили познавательный мотив или «деловое» отношение к заданиям, которые наблюдались у 30% всех обследованных подростков; мотив избегания - у 30%; мотив сме­ны деятельности - у 15% подростков. У подростков диапазона психологической нормы -акцентуации с признаками конституционально-психотипологической недостаточности ВНД (2 группа) в начале эксперимента регистрировался мотив самоуважения к заданиям, т.е. обследуемые стремились вникнуть в смысл заданий, попробовать свои силы в их ре­шении, проявляющееся в повышении уровня притязаний (на единицу сложности). Однако, после 1-2 фиаско подряд отмечалось резкое понижение уровня притязаний с формирова­нием адекватных реакций в дальнейшем. У них же в 7,5% случаев проявилась повышенная заинтересованность в успехе, т.е. преобладал состязательный мотив. Выполняя задания, они постоянно считали количество полученных плюсов и минусов и выбирали более лег­кое задание после успешного решения, мотивируя свое поведение тем, «чтобы было больше плюсов». Подростки диапазона ПАЛ с конституционально-типологической недос­таточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности (1 группа) отлича­лись тенденцией к однообразному выбору заданий в сторону повышения или понижения сложности, невзирая на успешность или неуспешность их выполнения.

Сравнение двух экспериментальных серий (вербальной и перцептивной) выявляет значимые различия между ними (p<0,05). Во 2 группе подростков диапазона психологиче­ской нормы - акцентуаций с признаками конституциональной недостаточности ВНД исходный и конечный уровни притязаний были выше при выполнении перцептивных за­даний и ниже при выполнении речевых заданий. При выполнении речевых заданий на­блюдался меньший диапазон выбора на фоне значительно более высокой суммы сдвигов -реактивность на успех/неуспех (p<0,01). В 1 группе подростков диапазона ПАЛ с сочетан-ной конституциональной предиспозицией ВНД и личности отчетливого влияния характера заданий на показатели уровня притязаний не обнаружено (p<0,01), за счет искажения звена контроля в процессе общения, что подтверждает большую степень выраженности соци­ально-психологической дезадаптации у обследованных.

Обобщая результаты исследования уровня притязаний у подростков, можно отметить выявление различных установок личности и способов реагирования на изменение соци­альной ситуации, а также тенденцию к адекватному или ригидному подходу в выборе ре­шений. Подросткам 2 группы свойственна тенденция к более адекватному выбору реше­ний, подчеркивая, тем самым, большую сохранность конституциональных механизмов психологической компенсации и адаптации. В тоже время, у подростков 1 (основной) группы наличие сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности, достоверно соотносится с тенденцией к более ригидному выбору решений. Настоящие факты, вероятнее всего, подтверждают не­устойчивость конституциональных механизмов психологической компенсации и адапта­ции, что отражается на уровне притязаний и самооценки в целом в данной группе обследо­ванных, которых объединяет различная степень выраженности коммуникативно-речевой инактивности.

Экспериментально-психологическое исследование тревожности подтвердило психо­логическую реальность двух выделенных Ч. Спилбергером форм тревожности - личност­ной (ЛТ) и реактивной (РТ), а также их различную взаимосвязь в изучаемых подростковых группах. Результаты исследования показали, что при преобладании сложностей в межлич­ностных отношениях (1 группа испытуемых) реактивная тревожность выше, чем личност­ная (р<0,01); при доминировании речевых проблем у подростков (2 группа испытуемых) наблюдается преобладание личностной тревожности над реактивной (р <0,05). Таким об­разом, измерение тревожности показывает, прежде всего, устойчивую неадекватную эмо­циональную реакцию подростков основной и сравнительной групп на проблемные ситуа­ции, приводя к гипертрофии личностной или реактивной тревожности, когда тревожность из психологической характеристики трансформируется в свойство личности, изменяя, тем самым, личностную структуру. Искажение личностной структуры отражает и подтвержда­ет формирование аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, когда происходит негативный, конституционально-обусловленный личностный дрейф, в сторону диапазона ПАЛ из диапазона психологической нормы - акцентуации, что более характерно для подростков 2 группы; или же дрейф внутри диапазона ПАЛ, который свой­ственен подросткам 1 группы. Обе группы обследованных объединяло наличие коммуни­кативно-речевой инактивности, выступающей в качестве маркера аномальной личностной и поведенческой изменчивости.

Таким образом, психологический анализ изменений личности подростков с призна­ками коммуникативно-речевой инактивности, позволяет вычленить два взаимосвязанных между собой аспекта: структурный и функциональный. Первый аспект обусловлен соче-танной конституциональной предиспозицией ВНД и личности, приводящей к стойким нарушениям в виде коммуникативно-речевой инактивности у подростков. Наличие кон­ституционально-типологической предиспозиции ВНД у обследованных подростков детер­минирует меньшую степень выраженности коммуникативно-речевых проблем. Следова­тельно, объективные условия внешнего взаимоотношения человека с окружающим миром, отражаясь в его сознании, изменяют и его внутреннее, психическое самосознание, отно­шение к собственному «Я» и к окружающим его людям.

Результаты исследования уровня тревожности позволили объективизировать эффек­тивность применяемой психокоррекции. После завершения специализированной психоло­гической помощи уровень личностной тревожности снизился (р<0,05) в основной и срав­нительной группах, что отражает благоприятный психологический эффект индивидуаль­ной и групповой психокоррекции на конституциональную предиспозицию ВНД и/или личности подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности, позволяя им достичь адекватного уровня самосознания, преодолеть отрицательные личностные уста­новки и способствовать формированию лучшей социальной адаптации. В целом, прово­димая психокоррекция, определяла тенденцию к позитивному конституциональному лич­ностному дрейфу в сторону диапазона психологической нормы - акцентуации.

Исследование личностных установок с помощью модифицированного проективного теста Розенцвейга позволило раскрыть тот факт, что у подростков с сочетанными речевы­ми и проблемами межличностной перцепции происходит достоверное уменьшение (р<0,01) по сравнению с подростками из контрольной группы экстрапунитивных (Е) и им-пунитивных (М) реакций, на фоне увеличения интрапунитивных (I) реакций, а также пока­зателя ОБ (фиксация на препятствии). Полученные результаты отражают преобладание феномена страха, в частности, перед необходимостью речевого общения, что отмечается у 72%, участвующих в эксперименте подростков 1 группы. У подростков 2 сравнительной группы наблюдается более высокий процент экстрапунитивных (Е) реакций, приближаю­щихся к норме; ниже процент интрапунитивных (I) реакций и меньше значения показателя (ОБ), т.е. у подростков этой группы отмечается меньшая фиксация на препятствии (р<0,05). Можно предположить, что полученные результаты обусловлены большей адап-тированностью подростков 2 группы в коллективе. Последнее, вероятнее всего, связано с отсутствием психотипологической личностной предиспозицией обследованных 2 группы.

В процессе проведения специализированной психологической помощи в обеих груп­пах наблюдалось повышение значений показателя ED, подтверждая вероятность восста­новления конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, что особенно ярко проявляется в способности подростков преодолевать препятствия, бы­товые ситуации. В тоже время показатели теста Розенцвейга подчеркивают нарастание мотивированности подростков к психокоррекционным занятиям, во время которых ком­муникативно-речевая инактивность заметна снижается (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ направленности психологических реакций и типа фиксации

до и после психокоррекции

 

Направленность реакций до проведе­ния психокоррекции

Динамика направленности реакций после психокоррекции

Тип фиксации

Динамика типа фиксации после психокоррекции

E

46,1 %

E

30,5%

OD

53,6%

OD

43,6%

I

61%

I

46,1%

IP

15,5%

IP

15,5%

M

8,5%

M

23,4%

ED

31,9%

ED

41, 9%

Сопоставление сравнительного анализа результатов показывает зависимость между высоким уровнем тревожности коррелирующим с меньшей степенью социальной адапта­ции к фрустрирующей ситуации, в частности к ситуации коммуникативно-речевой инак-тивности. У высокотревожных подростков слабее установки на преодоление препятствий, когда способность к поиску оптимального выхода из фрустрирующей ситуации ограниче­на. У них более выражены интрапунитивные, самообвинительные реакции, а также пока­затель фиксации на препятствии. Обнаруженные корреляционные взаимосвязи особенно значимы в случаях, когда повышение или понижение показателей личностной и реактив­ной тревожности выражены примерно в равной степени.

Негативные психологические и личностные переживания подростков, сужение сферы общения, связанные с коммуникативно-речевой ограниченностью, их реакции на отноше­ние окружающих и, прежде, микросоциальной среды, зависят от степени выраженности конституциональной предиспозиции ВНД и/или личности и обусловлены надежностью конституциональных механизмов защиты.

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью продемонстрировало различную выраженность микросоциальной дезадаптации. Анамнестические данные обследуемых подростков выявили в 74% случаев негармоничные семьи, деформированные - в 69%, с отягощенным алкогольным анамнезом - в 39%, с судимостью родителей - в 2% случаев. В основной и сравнительной группах достоверно чаще, чем в контрольной, отмечалось неправильное воспитание по типу проти­воречивого - в 25% случаев, гипоопеки - в 40%, в сочетании с эмоциональным отвержени­ем - в 35% случаев. Роль внутрисемейной позиции определялась при анализе сочинений. Средний объем сочинений у матерей значительно выше, чем у отцов (2/1, 2/5 страницы). Контент-анализ позволил выявить высокие показатели у матерей по всем параметрам (9,74/7,43 по категории «уважение», 7,2/3,44 по категории «симпатия», 4,78/1,54 по катего­рии «близость»). Можно выделить несколько аспектов нарушения равновесия в семье (табл. 2).

Таблица 2

Аспекты нарушений межличностных отношений в семьях подростков, имеющих признаки коммуникативно-речевой инактивности

 

Социальный

Психологический

Психофизио­логический

Учебный

Конфликт между требованиями в школе и в семье

Ограничение социальных контактов

Ограничение воз­можностей досуга и отдыха

Перестройка внутри­семейных ролей

Эмоциональное донорство и аффек­тивный дефицит

Конфликты с родите­лями и сверстниками

Переутомление и напряжение

Депрессия и стресс

Дополнительная потребность в специа­лизированной помощи

Снижение активности В учебе, плохая успе­ваемость

Аутизация, гипоти-мия или агрессивное поведение

Дезорганизация, дезадаптация

Анализ показывает, что в детско-родительских отношениях, способствующих по­явлению, закреплению и поддержанию коммуникативно-речевой инактивности присутст­вуют следующие тенденции: 1) сверхопека матери вплоть до стремления принять на себя коммуникативно-речевые проблемы подростка, что вызывает еще большую фиксацию на этих проблемах; 2) подавляющая, контрольно-регламентирующая атмосфера семьи, повы­шенная тревожность и ригидность в отношениях, авторитарный стиль родительских отно­шений, блокирующие коммуникативно-речевую деятельность подростка и провоцирую­щие его защитные реакции вплоть до избегания общения; 3) заниженная оценка родителя­ми собственного ребенка, вытеснение его из сферы личностной проблематики, что ведет к снижению ценности общения в целом, а коммуникативно-речевая инактивность становит­ся способом привлечения к себе внимания родителей; 4) преобладающая в семье атмосфе­ра стремления к высоким достижениям, приводящая к напряженности или «уходу в себя» как оправданию своей несостоятельности в случае неуспеха; 5) общая депрессивная обста­новка, повышенное чувство вины, эмоциональная напряженность подростков и родите­лей, что усиливает сенситивность и чувство неполноценности.

Полученные данные позволяют говорить о существовании особых психологических механизмов возникновения, закрепления и развития коммуникативно-речевой инактивно-сти как экстраполяции патологических поведенческих структур от родителей к детям. В свою очередь, речевая неполноценность, нарушение ее коммуникативной функции, вслед­ствие сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психо­типологической предиспозиции личности отражается на адаптации ребенка в микросоци­альной среде, способствуя формированию аномальных личностных и поведенческих на­рушений. Взаимосочетание и взаимодействие внешних социально-психологических фак­торов с внутренними конституциональными факторами является примером того, как кон­ституционально неполноценная почва усиливает деструктивный эффект воздействия внешних факторов, когда коммуникативно-речевая инактивность выступает в качестве маркера личностной аномалии.

Личностная реакция на воспринимаемое или реальное снижение уважения к себе со стороны родных у подростков приводит к фрустрационным и защитным реакциям, мотиву избегания общения со стороны близких.

В подростковом возрасте оценка уважения является весьма значимой и показатель «уважение» выявляет недостаточно адекватное восприятие эмоционального отношения к собственному «Я» членов семьи, свидетельствуя о нарушении «межличностной когнитив­ной компетенции» — способности к адекватному и дифференцированному отражению различных сторон личности другого человека и отношений с этим другим, что приводит к нарушениям в звене получения подростком экспериментальной группы обратной связи при коммуникации.

Показатели неадекватности восприятия (разница между собственной рефлексивной оценкой и прямой оценкой родственника) также выше по параметру «уважение», чем по двум другим. Обращает на себя внимание также разнонаправленность этих показателей у подростков и их родственников: подростки недооценивают уважение родных, а родствен­ники, наоборот, переоценивают уважение подростка. Выявленные нарушения межлично­стного восприятия указывают на неэффективность обратной связи в процессе семейного общения в звене передачи обратной связи (реципиент не получает реальной информации о том, как его воспринимает коммуникатор), либо в звене ее получения (искаженное воспри­ятие этой информации из-за актуализации защитных комплексов, проекции собственных проблем и мотивов). Характерно, что расширение информационного психологического поля подростка и его родственников в процессе психокоррекции с данными, полученными в исследовании межличностных отношений в семье, улучшало обратную психологиче­скую связь и адекватность взаимного личностного восприятия.

Информационный аспект психокоррекции коммуникативно-речевой инактивности, восстанавливая уровень самосознания, активизируя конституциональные психологические механизмы компенсации и адаптации, благоприятно влияет на межличностные отношения в семьях подростков. Таким образом, трудности операциональных возможностей комму­никации подростков, базирующиеся на различной степени выраженности конституцио­нальной недостаточности ВНД и/или личности, приводят к аномальной личностной и по­веденческой изменчивости у подростков. Деструктивные взаимодействия социально-психологических и конституциональных факторов, основным проявлением которых явля­ется коммуникационно-речевая инактивность, создают феномен «порочного круга». В то­же время, расширение личностно-психологических возможностей коммуникации, возни­кающие в процессе психокоррекции, подтверждают восстановление конституциональных механизмов защиты, которые обеспечивают позитивный личностный дрейф в сторону диапазона психологической нормы - акцентуации.

Анализ устных высказываний и письменных текстов-сочинений подростков проде­монстрировал низкую сформированность семантического уровня синтаксиса и оформле­ния формально-грамматической структуры предложения в 50% случаев. Анализ изложе­ний и сочинений позволяет утверждать, что смысловой синтаксис нарушен у незначитель­ного количества учащихся (16%), но при этом констатируются орфографические и калли­графические ошибки, плохой почерк, исправления. Кроме того, 42% учащихся употребля­ли альтернативную лексику более экспрессивную по сравнению со стандартным языком, что указывало на потребность уменьшения эмоциональной напряженности. К эмоциональ­ной разрядке можно отнести жаргонизмы, сленг, широко употребляемые подростками, как в устной, так и в письменной речи.

У 22% обследованных обнаруживаются в устной и письменной речи англицизмы и специфические для молодежных групп выражения, с помощью которых подростки стре­мятся подчеркнуть собственную индивидуальность, приобрести псевдоавторитет среди сверстников. Не смотря на серьезные недостатки устных и письменных высказываний, подростки «чувствуют» специфику общения как устного, так и письменного с отсутст­вующим собеседником, связанную с необходимостью побуждения его к действию, соблю­дают эпистолярную форму и субъективно адресные отношения. Скрытые резервные пси­холого-биологические возможности подростков экспериментальных групп актуализирова­лись в процессе психокоррекционной помощи.

Анализ межличностных отношений в семье и личностных тестов у подростков с ком­муникативно-речевой инактивностью доказал трудности операциональных возможностей коммуникации (выбор речевых и неречевых средств общения, фонетического, просодиче­ского и стилевого оформления речи), которые сопровождают аномальную личностную и поведенческую изменчивость.

Анализ структурных компонентов общения. Анализ мотивационного звена общения, включающего ориентировку в ситуации общения, коммуникативное намерение, осознание психологической реальности «Другого», установку на «прочтение Другого», показало, что у подростков экспериментальных групп, имеющих коммуникативно-речевую инактив-ность, в связи с недостатками операциональных возможностей общения изменяется иерар­хия смыслообразующих мотивов. В первой основной группе подростков изменены два компонента мотивационного звена общения: осознание психологической реальности «Другого» и установка на взаимодействие с ним.

Эти два звена необходимы для перехода от автокоммуникации к внешней коммуни­кации, что предполагает вытеснение своего Я-образа на периферию внимания, чтобы в центр поставить восприятие реального внешнего партнера, его социальную роль на дан­ный момент и межличностную роль, т.е. отношения ко мне, а также, восприятие своей ак­туальной роли глазами партнера (что он ждет от нас), концентрацию внимания на воспри­ятие («прочтении») реального внешнего партнера, его отношения к себе, а затем уточнение этих

образов «Другого» и «Я глазами Другого» в ходе дальнейшего общения (Ж.М. Глозман, 2002). Речевая деятельность, в освоении которой подростки испытывали трудности, стано­вится первичной по отношению ко всем другим видам деятельности и подростки становят­ся «носителем комплекса нереализованных установок» (М.Т. Буачидзе, 1989), проявляя при этом инактивность во всех ситуациях общения.

Переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, а точнее, эмоциональная сторона самосозна­ния становится основой мотивообразования у данной группы подростков, что и является, очевидно, следствием изменения ситуации общения в восприятии, «в смысловом поле» субъекта в результате специфического ее осмысления и превращения «динамики реальной ситуации» в «динамическую систему реального действия» (Л.С. Выготский, т.5, с. 250), проявляясь инактивностью и в познавательной системе взаимоотношений субъекта.

Изменение иерархии смыслообразующих мотивов при нарушениях операциональных возможностей коммуникации имеет различные эффекты. У подростков диапазона психо­логической нормы - акцентуации (2 группа) формируется стойкая мотивированность к це­ленаправленной деятельности, желание достичь мотива - цели, справиться со своими про­блемами. Подростки, личностные и поведенческие изменения которых соответствуют диапазону ПАЛ (1 группа), испытывают возникающие противоречия между операцио­нальными возможностями речевой деятельности (речевыми средствами) и мотивами дея­тельности. Они часто осознают эти противоречия, однако не способны самостоятельно продуктивно разрешить их, т.к. все психологические проблемы для такого подростка ста­новятся сверхзначимыми, вызывая у него «целое семейство отрицательных эмоциональ­ных состояний», что ведет к их фиксации, определяя формирование аномального стерео­типа девиантного поведения. В результате формируется неустойчивость, вплоть до «сры­ва» конституциональных механизмов психологической защиты в виде компенсации и адаптации, которые проявляются в средствах прикрытия нарушенной деятельности обще­ния, в избегании ряда ситуаций, сужении круга контактов, обеднении речевых действий, недостаточной адекватности протекания коммуникации. Коммуникации носят аутокомму-никативный характер, отражающий только личностные ощущения и психологические трудности, а не реакцию на собеседника.

В первой основной группе подростков, у которых присутствуют трудности рече-языкового освоения, обусловленные сочетанной конституционально-типологической не­достаточностью ВНД и психотипологической предиспозиции личности, вызывающей коммуникативно-речевую инактивность, выявлены трудности целенаправленного выбора способов принятия решения коммуникативного намерения и коммуникативной задачи. У этих подростков затруднено осознание внутренней необходимости и возможности осуще­ствлять выборы средств и способов коммуникации, вследствие нарушения критичности, подконтрольности речевых действий, поведения в целом.

Специализированная психологическая помощь включала индивидуальную и группо­вую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных психологических механизмов защиты, смысл которых состоял в актуализации личностной и поведенческой компенсации и адаптации (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, 2001). В процессе проведения психокоррекции учитывался личностный психотип испы­туемых и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы - акцентуации или диапазон ПАЛ. Восстановление конституциональных механиз­мов компенсации и адаптации повышает толерантность подростков к внешним социаль­ным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия социальных и конституциональных факторов.

Психологическая коррекция состояла из танцевальной терапии с рефлексивным слу­шанием и активным оперированием эмотивной лексикой, помогающей идентифицировать чувства; тренингов ролевых ситуаций с заучиванием речевых клише; социально-психологический тренингов, уроков рефлексии, позволяющих повысить значение звеньев контроля и мотивации общения, операционально-технических возможностей коммуника­тивно-речевой деятельности, ее активизации.

Практические рекомендации. Разработанный психологический диагностический комплекс коммуникативно-речевой инактивности может быть широко использован при массовых обследованиях различных субпопуляций подростков. Применение настоящего комплекса позволит на ранних этапах и своевременно выявить подростков с признаками конституционально-типологической недостаточностью ВНД и/или психотипологической предиспозицией личности. Своевременное обнаружение мозговой недостаточности по­зволит использовать адекватные методы специализированной психологической помощи, которые могут применяться психологами, учителями, социальными работниками, психо­терапевтами. Разработанные методы индивидуальной и групповой психокоррекции ак­тивно восстанавливают конституциональные механизмы защиты личности, что проявля­ется улучшением в виде адекватной коммуникативно-речевой активности подростков.

 

ВЫВОДЫ

1. Коммуникативно-речевая активность/инактивность отражает степень выраженно­сти аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, проявляясь в межличностных отношениях, структуре общения, уровне самосознания и сознания. Под­тверждена возможность использования коммуникативно-речевой инактивности в качестве психологического маркера, детерминированного сочетанной конституциональ­но-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией лич­ности - неблагоприятный вариант и, обусловленного психотипологической предиспозици-ей личности, - благоприятный вариант.

2.   Наиболее адекватным экспериментально-психологическим диагностическим ком­плексом методик, позволяющим на высоко достоверном уровне определять коммуника­тивно-речевую инактивность у подростков, служат показатели методик изучения комму­никативности, структуры общения, тревожности, самооценки и уровня притязаний, лично­стных установок и межличностных отношений в семьях и коллективах сверстников, ана­лиз устных высказываний и письменных сочинений.

3.   Признаками коммуникативно-речевой инактивности служат: малая речевая актив­ность в среде сверстников и в микросоциуме, недостаточность развития операционально-технической стороны общения (малый запас слов и знаний, аграмматизмы в устной и письменной речи), дефекты речи, неумение четко сформулировать свою мысль в устном и письменном высказывании; ошибки письма и письменной речи, некомпетентность в сти­левом оформлении устной и письменной речи, что отражает степень выраженности кон­ституционально-типологической недостаточности ВНД.

4.   Для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности, детермини­рованной сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и пси­хотипологической предиспозицией личности, соответствующей диапазону ПАЛ, харак­терными признаками являются:

 

-   наличие психологических проблем мотивационного звена общения, включающего ориентировку в ситуации общения, коммуникативное намерение, осознание психологиче­ской реальности «Другого», установку на «прочтение Другого», вследствие не сформиро-ванности смыслообразующих мотивов деятельности;

-   проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверст­ников;

-   проблемы поведенческого уровня: избегание ряда бытовых ситуаций, сужение кру­га контактов, недостаточная адекватность протекания коммуникации, обеднение речевых действий, выражающейся в поиске коротких, легких в произносительном отношении вер­бальных единиц.

5. Специализированная психологическая помощь в виде психокоррекционной про­граммы, адресованной конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации, должна учитывать место расположения подростков в конституциональном личностном континууме:

у подростков диапазона психологической нормы - акцентуации в процессе психо­коррекции формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности, же­лание достичь мотива-цели, справиться со своими проблемами, подтверждая благоприят­ный социально-психологический прогноз;

- подростки диапазона пограничной аномальной личности, характеризуются ауто-коммуникативным характером общения, отражающим только собственные ощущения и трудности, а не реакцию на собеседника, проявляя при этом раздражительность, аффек­тивные, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1.   Карташова Н.Н. Речевые клише как атрибут диалогической речи // Филологиче­ские науки: Тезисы докладов XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. -С. 194 - 196.

2.   Лингво-психологический аспект восприятия иноязычной речи // Лингвистика и межкультурная коммуникация: Материалы XLIII научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - С. 131 - 136.

3.   К вопросу психолингвистических особенностей стенографии в процессе синхрон­ного перевода // Язык и образование в диалоге культур: материалы 44 научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - С. 86 - 91.

4.   К вопросу о видах речевой деятельности: проблема внутренней речи // Сопоста­вительное изучение языков и культур: лингводидактические аспекты межкультурной ком­муникации. Материалы 45 научно-методической конференции «Университетская наука -региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. -С. 68 - 71.

5.   Основные величины темпа речи на русском и французском языке // Лингвистиче­ские и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации: Материалы научной региональной конференции. - Ставрополь, Изд-во СГУ, 2000. - С. 50 - 51.

6. Речь как показатель конституционально-типологического континуума подростков
с органической недостаточностью мозга // Тезисы докладов XLIV научно-методической
конференции  преподавателей  и  студентов  «Университетская  наука - региону».  -

Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003, - С. 45-48.

7. Исследование коммуникативно-речевой инактивности у подростков // Материалы
международного сборника научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысяче-
летий». - Воронеж, 2003, - С. 75 - 83.

 


      Спонсоры сайта: Институт глобалистики и коммуникаций, НИИ Европейского развития

 

 
Hosted by uCoz