Открытый информационный портал РБД
На главную  | В открытую библиотеку

Разделы
 




Страна
  Россия
 
 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Белинская Татьяна Владимировна

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

 

 

 

 

Специальность: 19.00.07 - педагогическая психология

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2005


 

Работа выполнена на кафедре психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского»

Научный руководитель:                  кандидат психологических наук, доцент

Финашина Т.А.

Официальные оппоненты:      доктор психологический наук,

профессор Исаев Е.И.

кандидат психологических наук, доцент Шеляховская Н.К.

 

Ведущая организация:                     ГОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

 

 

Защита диссертации состоится «17» ноября 2005 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212.155.06 в ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Мо­сковский государственный областной университет»

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор


 


 

Л.П. Крившенко


 

 

 

Автореферат разослан «14» октября 2005 года

Общая характеристика работы

Актуальность. С начала 1990-ых годов здоровье населения России в целом стало резко ухудшаться. К 1994 году значительно увеличилась забо­леваемость сразу всеми основными болезнями: крови и кроветворных ор­ганов, мочеполовой системы, органов кровообращения, пищеварения, нервной системы (И.А. Гундаров). Положительной динамики за последние 10 лет не наблюдается и в здоровье детей и молодежи (исследования Бело-конь А.В., Боровиковой М.П., Щербак С.Н., Щербака Н.П., Казина Э.М., Федорова А.И., Петухова С.И. и др.). В свою очередь медицина, призван­ная проявлять заботу о здоровье человека, по ряду причин (рассмотрение в качестве объекта уже больного человека, преследование цели снять объек­тивно существующие симптомы, «таблеточная», «панацейная» психология и др.) не способна преодолеть существующий кризис (Коновалов В., Хруц-

кий К.С.).

В связи со сложившейся критической ситуацией обсуждаемая проб­лема должна быть заявлена как проблема сохранения (поддержания имеющегося уровня ресурсов организма) и укрепления (улучшения ресур­сов организма) здоровья, центральными особенностями которой следует считать всеобъемлющий характер, высокую степень напряженности, непо­средственное влияние на будущее человечества, отсутствие эффективных решений.

Широкие возможности внедрения эффективных путей решения про­блемы сохранения и укрепления здоровья имеет школа как социальный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длитель­ного промежутка времени (Боровикова И.П., Агеева Г.В., Темникова Е.И. и др.). Однако на практике она выступает как кризисное для здоровья уча­щихся учреждение (Колбанов В.В., Тюмасева З.И., Дичковский Л.И., Ка-зин Э.М., Самарина О.В.), что, не в последнюю очередь, обусловлено не­достаточной профессиональной подготовленностью выпускников педаго­гических ВУЗов к валеологической работе (решение коллегии Министер­ства Образования РФ, февраль 2003 г.).

Одной из главных причин низкого уровня готовности выпускников педагогических ВУЗов к обеспечению в школе условий для сохранения здоровья учащихся выступает, на наш взгляд, отмеченное М.В. Кондратье­вым и С. Д. Дерябо, отсутствие внимания современной системы образова­ния к развитию субъективного отношения к здоровью, определяющего же­лание человека вести себя тем или иным способом.

В настоящее время окончательно нерешен вопрос о том, какое отно­шение личности к здоровью является общественно значимым: «осознан­ное» (Кабаева В.М.), «ответственное» (Колесов Д.В.) или «ценностное» (Зайцев Г. К. и др.). Накопленный опыт изучения проблемы ценностного отношения к здоровью (исследования Зайцева Г.К., Овчинниковой Л.Н.,

Водневой Е.В., Кучменко В.С., Беленова В.Н., Чайникова С.А.) оставляет открытыми вопросы, касающиеся психологической сущности, механизмов и психологических составляющих (внутриличностных условий и средств) развития ценностного отношения к здоровью. Решение поставленных во­просов является необходимым условием эффективного осуществления процесса развития ценностного отношения к здоровью.

Таким образом, напряженность и отсутствие эффективных решений проблемы сохранения и укрепления здоровья, недостаточная профессио­нальная подготовленность выпускников педагогических ВУЗов к работе по сохранению и укреплению здоровья и ее обусловленность отсутствием внимания современной системы образования к развитию субъективного отношения к здоровью, нерешенность вопроса о том, какое отношение личности к здоровью является общественно значимым, недостаточная ос­вещенность вопросов, касающихся психологической сущности, механиз­мов и психологических составляющих развития ценностного отношения к здоровью, подтверждают актуальность настоящей работы.

Объект исследования - ценностное отношение к здоровью с пози­ций психологического подхода к решению проблемы его сохранения и ук­репления.

Предмет исследования - психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.

Цель исследования - определение психологических составляющих развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического

ВУЗа.

Гипотеза исследования. Психологическим механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением, опосредуемая внутриличност-ными условиями и применяемыми средствами развития.

Гипотеза и цель исследования определили его задачи.

Задачи исследования:

1.   На основе теоретического анализа литературных источников опре­делить и обосновать психологическую сущность и механизм процесса раз­вития ценностного отношения к здоровью.

2.   Определить и обосновать внутриличностные условия, влияющие на результат развития ценностного отношения к здоровью.

3.   Выявить средства, способствующие развитию ценностного отно­шения к здоровью.

4.   Разработать программу развития ценностного отношения к здоро­вью у студентов педагогического ВУЗа и оценить её эффективность в ходе экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-    обоснована психологическая сущность процесса развития ценност­ного отношения к здоровью, представляющая собой совокупность много­кратно повторяющихся последовательных изменений на уровне сознания и поведения;

-    описан один из центральных механизмов развития ценностного от­ношения к здоровью, состоящий в целенаправленной активной деятельно­сти субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением;

-    определен ряд внутриличностных условий (система потребностей, индивидуальные характеристики, усвоенные нормы, эталоны и ценности), влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью;

-    выявлены средства развития ценностного отношения к здоровью, под которым понимаются направленные социальные воздействия на под­структуры сознания, определяющие поведение.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

-    выявлена и обоснована сущность психологического подхода к ре­шению проблемы сохранения и укрепления здоровья, заключающаяся в развитии ценностного отношения личности к здоровью;

-    определено, конкретизировано и обосновано содержание ряда пси­хологических категорий (психологическая сущность, условия, механизм, средства развития), способствующих наиболее полному описанию процес­са развития ценностного отношения личности к здоровью.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

-    предлагаемая автором программа развития ценностного отношения к здоровью, включающая исходно-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочно-результирующий и определяюще-перспектив-ный компоненты, может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа в составе курсов, изучаемых по выбору студента, а также адаптирована к использованию в практической деятель­ности учителей средних школ и в системе дополнительного профессио­нального образования;

-    разработанные автором анкеты могут использоваться для изучения особенностей отношения личности к собственному здоровью;

-    материалы исследования могут широко применяться в лекционных, практических курсах, при организации психологических тренингов по раз­витию ценностного отношения к здоровью, а также при создании ком­плексной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью;

-    положения, результаты и выводы исследования могут быть исполь­зованы при создании программ развития ценностного отношения к здоро­вью.

Положения, выносимые на защиту:

1.  Психологическая сущность процесса развития ценностного отно-
шения к здоровью заключается в многократном повторении последова-
тельных изменений на уровне сознания и поведения личности:

-    изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;

-    изменение состояния организма на эмоциональном уровне;

-    осознание собственного состояния и поиск его причин;

-    позитивное изменение отношения к здоровью;

-    позитивное изменение поведения личности с целью сохранения и укрепления здоровья;

-    использование новых позитивных способов поведения;

-  превращение новых способов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является

активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противо­речия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.

2.  Внутриличностными условиями (значимыми обстоятельствами,
влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью)
выступают:

-   потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира;

-   индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне;

-   усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоро­вью.

 

3.  Средствами, способствующими развитию ценностного отношения к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключаю­щиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора содержания информации являются ее соответствие специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возмож­ность использования в будущей профессиональной деятельности. Спосо­бом, повышающим значимость получаемой информации, выступает акти­визация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, реф­лексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных мето­дов.

4.  Реализация авторской программы развития ценностного отношения к здоровью, включающей исходно-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочно-контролирующий и определяюще-перспектив-ный компоненты, позволяет добиваться значительного улучшения показа­телей ряда характеристик отношения к здоровью: сформированности ос­новных понятий по проблеме исследования, сформированности умения планировать коррекционную деятельность, характера ценности здоровья, осознанности отношения к здоровью, позитивной активности в отношении здоровья.

Методологическую основу исследования составили:

-    аксиологический подход к исследованию проблемы здоровья (К.С. Хруцкий), согласно которому исследование ценностных отношений представляет собой одно из приоритетных направлений ее разработки;

-    комплексный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач), определяющий ориентацию на единство изучения и развития ценностного отношения к здоровью;

-    системный подход (Б.Ф. Ломов), позволяющий рассматривать цен­ностное отношение к здоровью как многомерную (существующую одно­временно в разных системах измерения), многоуровневую категорию;

-    субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская), исходя из кото­рого человек (как субъект) способен превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования; принцип активности (как один из базовых в субъектном подходе), который предусматривает доминирую­щую роль личности в определении траектории развития отношения к здо­ровью;

-    принципы детерминизма и развития (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), согласно которым внешняя детерминация развития ценностного отношения к здоровью (принимаемые социальные воздейст­вия) опосредуется внутренней (внутриличностными условиями), опреде­ляющей индивидуальный характер данного процесса;

-    теория потребностей П. В. Симонова, исходя из которой потребно­сти человека (их индивидуальная композиция и внутренняя иерархия) оп­ределяют его личность, а, следовательно, могут быть рассмотрены как од­но из внутриличностных условий, влияющих на развитие ценностного от­ношения к здоровью;

-    информационно-потребностный подход к решению проблемы здо­ровья (Г.К. Зайцев), согласно которому предоставляемая информация должна соответствовать специфике содержания потребности испытуемых в здоровье;

-    положение о наличии сензитивных периодов (Г. Крайг, Д. Бокум), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в тече­ние которых развитие ценностного отношения будет происходить наибо­лее эффективно;

-    теории отношений, согласно которым отношение может быть рас­смотрено как принцип изучения человека (В. М. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев); как подструктура сознания, определяющая поведение (М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо); как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную структуру (В. Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С.Д. Дерябо, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, Л. Н. Овчинникова и др.); как способный к развитию элемент субъективной реальности человека (С. Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).

Методы и организация исследования. В ходе выполнения данной работы использовались общенаучные (логический и аналитический), а также психологические методы (моделирование, сравнительно-сопоставительный и экспериментальный). При сборе информации пре­имущественно применялись анкетирование, самонаблюдение, методы пси­ходиагностики (изучение самооценки, уровня притязаний, уровня субъек­тивного контроля, мотивации к успеху и избеганию неудач). При обработ­ке данных формирующего эксперимента использовался метод контент-анализа.

Исследование развития ценностного отношения студентов к здоро­вью проводилось поэтапно в течение 5-ти лет (с 2000 по 2004 годы). Экс­периментальное исследование состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего. В общей сложности при проведении эксперимента было задействовано 307 человек (237 студентов 1-3-го курсов и 70 учителей средних школ). В роли основной группы испытуемых выступили 150 сту­дентов биолого-химического факультета ГОУ ВПО «Калужский государ­ственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (КГПУ).

На первом этапе (2000 г.) уточнялись подходы и позиции, на основа­нии анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность, обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвига­лась гипотеза исследования.

На втором этапе (2000-01 гг.) разрабатывались теоретические поло­жения, касающиеся психологической сущности процесса развития ценно­стного отношения к здоровью, его условия, механизм и средства, осущест­влялся выбор контингента исследования.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) на основе теоретических положений была создана программа развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, разработаны ее конкретные компоненты: исходно-диагностический (констатирующий эксперимент), содержательно-деятельностный (формирующий эксперимент), оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный, проведена ее апробация (2002-2003 гг.).

На четвертом, заключительном этапе (2004 г.) проводились статисти­ческая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четко­стью исходных методологических позиций, обоснованным применением метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедре­ния полученных результатов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в России: медико-психологический аспект» (г. Калуга, 2002,

2003, 2004 гг.), на Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспи­тание детей и молодежи в XXI веке» (г. Москва, 2004 г.). Основные ре­зультаты исследования обсуждались на заседаниях научно-практического семинара кафедры психологии профессиональной деятельности и управле­ния непрерывным педагогическим образованием ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (2002-2004 гг.) и на педагогическом совете в МОУ «Средняя школа №18» г. Калуги, где учитывались при составлении и реализации учебно-воспитательных планов по блоку «Здоровье».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 169 источника, из них 10 - на иностранных языках, приложения. Текст содер­жит 19 таблиц и 19 рисунков. Объем основного текста диссертации, вклю­чая список литературы, составляет 157 страниц.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, опре­деляются объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, указы­ваются методы и база исследования, приводятся основные положения, вы­носимые на защиту, рассматриваются научная новизна, теоретическая, практическая значимость и база исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследова­ния ценностного отношения к здоровью» посвящена рассмотрению «здоровья» как базовой категории исследования, осмыслению сохранения и укрепления здоровья как проблемы «отношения», раскрытию структуры отношения к здоровью, психологических составляющих и механизма раз­вития ценностного отношения к здоровью.

«Здоровье» - комплексное понятие, поэтому его необходимо рас­сматривать в рамках философской концепции человека. В настоящее время существует около 300 определений здоровья (ВОЗ, 1946; Г.Л. Апанасенко; В.А. Ананьев; Ю.П. Лисицын; В.А. Палесский и И.А. Гундаров; И.Н. Смирнов и др.), однако потребность в позитивном научном определении здоровья сохраняется до сих пор. Удовлетворение этой потребности следу­ет искать в таком понимании здоровья, которое представляет собой един­ство опирающегося на компенсаторные возможности организма адаптаци­онного подхода (Г. Л. Апанасенко и др.) и исходящего из системы ценно­стей человека (как центральных ориентиров его поведения) креативного подхода (В.П. Петленко, И.А. Гундаров, Р. Медведев, Л.Б. Лихтерман и др.). Особую актуальность в условиях кризиса культуры и общества, сло­жившихся в современной России, приобретает разработка ценностных от­ношений и, в целом, аксиологического направления в исследовании здоро­вья.

Общеизвестно, что на 40-50% здоровье человека зависит от его об­раза жизни, то есть от поведения. Поэтому, для решения проблемы сохра­нения и укрепления здоровья необходимо изменить поведение человека в области здоровья. По мнению М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, поведение человека (в том числе и в области здоровья) определяется тремя подструк­турами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и тех­нологий, отношений. Современная система образования ориентирована на работу по развитию представлений о здоровье (часто сводимых к знаниям - информационный подход), а также работу по формированию стратегий и технологий в области здоровья (в лучшем случае сводимых к умениям и навыкам), а вот развитию «нужного» обществу отношения к здоровью внимания практически не уделяется. Вместе с тем, приобретаемые знания, представления, умения и навыки не способны на длительное время изме­нить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены соответствующим отношением. Именно отношение определяет желание человека вести себя так или иначе. Таким образом, сохранение и укрепле­ние здоровья - это проблема развития «нужного» обществу отношения личности к собственному здоровью.

Отношение к здоровью зависит как от каждой отдельно взятой лич­ности, так и от общества в целом. Можно выделить пять социальных ин­ститутов, способных повлиять на изменение отношения к здоровью: госу­дарство, средства массовой информации, здравоохранения, семья и школа (Журавлева И.В.). Их роли важны и взаимосвязаны. Школа как социаль­ный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение дли­тельного промежутка времени, имеет широкие возможности развития «нужного» обществу отношения личности к здоровью. Однако, по данным исследований ряда ученых (В.В. Колбанов, О.В. Самарина, Э.М. Казин, Н. А. Заруба, З. И. Тюмасева), современное образование, и, в первую оче­редь школьное, является здоровьезатратным как для учащихся, так и для учителей. Роль школы как кризисного для здоровья учащихся учреждения, не в последнюю очередь обусловлена личностью учителя и его недоста­точной профессиональной подготовленностью к решению валеологических задач.

В настоящее время для обозначения такого отношения к здоровью, которое является общественно значимым, используют целый ряд терми­нов: «осознанное» (В.М. Кабаева), «ответственное» (Д.В. Колесов), «цен­ностное» (Г.К. Зайцев и соавторы) и другие (рациональное, правильное, грамотное, позитивное). Однако, обществу необходимо такое отношение к здоровью, которое было бы одновременно осознанным, ответственным и ценностным. На наш взгляд, предпочтительным является применение тер­мина «ценностное отношение к здоровью», поскольку именно такое отно­шение одновременно является осознанным и ответственным, подразумева­ет внутреннюю детерминацию поведения, а поэтому способствует дли­


 

тельным, позитивным его изменениям. Таким образом, сущность психоло­гического подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоро­вья заключается в развитии ценностного отношения личности к нему.

Отношение к здоровью может быть определено как система индиви­дуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окру­жающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожаю­щими здоровью людей, включающая также определенную оценку индиви­дом своего психического состояния (В. М. Кабаева).

На основании данных различных авторов (Г. С. Никифоров, Л. Н. Овчинникова и др.) структура отношения к здоровью может быть представлена в виде схемы, изображенной на рис. 1.

 

Составляющие отношения к здоровью


 

Когнитивная


 

Поведенческая


 

Эмоциональная


 

_____ 1) Функции составляющих:________

Поддержание внутренней согласованности личности.
Гармонизация ее отношений с миром.
Обеспечение условий личностного роста._________________________


 

_____________________ 2) Реализация составляющих_________________

собственного состояния

рующем настроении лич-

Проявляется в осознании   I     I Проявляется в поступках   I     I Раскрывается в домини-

ности

человека, его активности


 

Подпись: 3) Характеристики психических структур,
____________ отвечающих за состояние здоровья личности__________ 
Сформированность пред-   \     I Стратегии активного пове- I     I Позитивный эмоциональ-
ставлений о здоровье и болезни дения по укреплению здоровья и преодолению болезни

ный настрой, связанный с отношением к здоровью, к себе, к другим, к жизни


 

_________ 4) Центральная детерминанта составляющих________

Социальная                      |     |                 Социальная                      |     |      Внутриличностная

Рис. 1. Структура отношения к здоровью

 

С позиций приведенной структуры сформированность ценностного отношения к здоровью может быть оценена путем изучения выраженности и согласованности компонентов отношения к здоровью (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Выделение показателей указанных ха­рактеристик и выбор методик их изучения представляют собой одно из разрабатываемых в настоящее время направлений исследования (Овчинни­кова Л.Н., Беленов В.Н. и др.).

Принимая во внимание, что ценностное отношение к здоровью при­звано изменить поведение человека в позитивную для сохранения и укреп­ления здоровья сторону, а подструктуры сознания, определяющие поведе­ние, взаимосвязаны (то есть изменение любой из них сопровождается из­менениями в двух других), сформированность ценностного отношения к


 

PAGE12

здоровью, на наш взгляд, может быть оценена через выявление характе­ристик отношения к здоровью в подструктурах сознания, определяющих поведение и установление их соответствия ценностному отношению к здо­ровью.

Развитие ценностного отношения к здоровью представляет собой длительный, сложный процесс, осуществление которого чаще всего подра­зумевает изменение уже существующего отношения. Процесс изменения отношения к здоровью может быть представлен в виде схемы, изображен­ной на рис. 2.

Приведенная выше схема позволяет описать психологическую сущ­ность, механизм и психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью (внутриличностные условия и средства изучаемого процесса).

Психологическая сущность процесса развития ценностного отноше-


 

ния к здоровью заключается в многократном повторении последователь­ных изменений на уровне сознания и поведения личности:

-    изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;

-    изменение состояния организма на эмоциональном уровне;

-    осознание собственного состояния и поиск его причин;

-    позитивное изменение отношения к здоровью;

-    позитивное изменение поведения в области здоровья;

-    использование новых позитивных способов поведения;

-    превращение новых способов поведения в привычные; Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является

целенаправленная активная деятельность субъекта по разрешению проти­воречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Действие указанного механизма опосредовано психологическими состав­ляющими (внутриличностными условиями и средствами) развития ценно­стного отношения к здоровью.

Внутриличностными условиями, влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью, выступают индивидуальные характе­ристики (уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притяза­ний, мотивация к успеху и избеганию неудач) как основа своеобразия ре­акции личности на воздействия извне; потребности (в первую очередь, по­требность в здоровье) как форма связи организма с внешним миром; усво­енные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта личности, определяющие специфику исходного отношения к здоровью.

Средствами развития ценностного отношения к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора со­держания информации являются соответствие специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возможность использования в бу­дущей профессиональной деятельности. Способом, повышающим значи­мость получаемой информации, выступает активизация деятельности ис­пытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение пред­ставлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное твор­чество через использование интерактивных методов.

Подводя итог, следует отметить, что понятие «отношение» рассмат­ривается в данной работе:

-    как принцип изучения человека (В. М. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А.А. Бодалев);

-        как подструктура сознания, определяющая поведение (М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо);

-   как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Л.С. Овчинни­кова и др.);

- как способный к развитию элемент субъективной реальности чело­века (С.Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).

Во второй главе «Экспериментальное исследование ценностного отношения к здоровью у студентов» рассматривается разработанная ав­тором программа развития ценностного отношения к здоровью, описыва­ется логика проведения исследования, обосновывается выбор контингента и методов исследования, обсуждаются результаты констатирующего и формирующего эксперимента, проводится анализ его эффективности.

В основу создания программы развития ценностного отношения к здоровью были положены представления о механизме и психологических составляющих указанного процесса. Предложенная программа включает следующие компоненты:

1.    Исходно-диагностический компонент (констатирующий экспери­мент) направлен на изучение особенностей исходного отношения к здоро­вью, диагностику системы индивидуальных характеристик как одного из внутриличностных условий, влияющих на результат процесса развития ценностного отношения к здоровью.

2.    Содержательно-деятельностный компонент (формирующий экспе­римент) включает систему занятий для студентов, ориентированных на развитие ценностного отношения к здоровью. В задачи данного компонен­та программы входило расширение знаний и представлений будущих учи­телей по проблеме исследования, формирование умения планировать кор-рекционную деятельность, развитие осознанности отношения к здоровью, стимулирование собственной активности испытуемых, развитие представ­лений о здоровье как самоценности. Предлагаемая система занятий рассчи­тана на 26 часов учебного времени, она включает тематические занятия «Стресс как фактор разрушения здоровья» (4 часа), «Питание. Сбалансиро­ванность суточного рациона» (4), а также занятия общего плана «Активная позиция в здоровье» (4), игра «Почта» (4), ролевая игра «Школьный совет по проблеме здоровья» (6) и завершается лекцией на тему «Мое отношение к здоровью» (4).

3.    Оценочно-результирующий компонент подразумевает оценку из­менений, произошедших в отношении к здоровью через сравнение значе­ния показателей характеристик подструктур сознания, определяющих по­ведение, до и после эксперимента.

4.    Определяюще-перспективный компонент ориентирован на проек­тирование будущих целей, задач и направлений разработки проблемы ис­ходя из результатов формирующего эксперимента.

Взаимосвязь компонентов программы развития ценностного отноше­ния к здоровью показана на рис. 3.

Содержание и методы исходно-диагностического, содержательно-деятельностного и оценочно-контролирующего компонентов взаимообу­


 

PAGE15

словлены и вносят определенный вклад в определяюще-перспективный компонент программы. Последний предназначен для выбора направления совершенствования программы, а, следовательно, непосредственным обра­зом влияет на содержание трех указанных ранее компонентов программы. Таким образом, предлагаемая программа предполагает дальнейшее совер­шенствование и развитие, не нарушающее целостности ее конструкта.

Рис. 3. Взаимосвязь компонентов программы развития ценностного отношения к здоровью

Осуществление компонентов программы производилось в три стадии (подготовка, реализация, обработка и анализ полученных данных), каждая из которых состояла из определенного набора действий.

Основную группу испытуемых составили 150 студентов 2-го и 3-го курсов биолого-химического факультета КГПУ им. К.Э. Циолковского. Основаниями выбора контингента исследования служили: возможность ухода от семейных установок как особенность юношеского периода, по­тенциальность двух значимых для развития ценностного отношения к здо­ровью ролей (будущий учитель и будущий родитель), а также способность выступать в роли проводников ценностного отношения к здоровью, обу­словленная действием механизма медленной реализации обратных связей в системе «поведение - здоровье». Ряд характеристик исходного отношения к здоровью был проанализирован также в группе учителей (70 чел., сред­няя школа №18 г. Калуги) с целью сравнения особенностей их проявления у представителей двух социальных групп (учителя и будущие учителя). При изучении системы индивидуальных характеристик, с целью по­вышения достоверности данных об их взаимозависимости, состав основ­ной группы испытуемых был расширен до 239 человек (дополнительно


 

процедуру диагностики прошли 89 студентов 1-3-го курсов педагогическо­го университета).

На этапе констатирующего эксперимента (исходно-диагностический компонент программы) были выделены и изучены с помощью разработан­ных автором анкет и творческих заданий следующие характеристики под­структур сознания, определяющих поведение:

-    в подструктуре отношений: место здоровья в системе ценностей, характер ценности (инструментальный, терминальный), активность ис­пытуемых в направлении здоровья, осознанность отношения к здоровью;

-    в подструктуре знаний и представлений - сформированность основ­ных понятий по проблеме исследования;

-    в подструктуре стратегий и технологий - сформированность умения планировать коррекционную деятельность.

Изучение индивидуальных характеристик (уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притязаний, мотивация к успеху и мотива­ция к избеганию неудач), также осуществляемое на этапе констатирующе­го эксперимента, проводилось с помощью стандартизированных методик. На основании результатов первичной обработки данных было сделано предположение о том, что центральной детерминантой отношения к здоро­вью в системе изучаемых характеристик выступает уровень субъективного контроля личности. Для проверки этого предположения, исходя из стено­вых значений шкал Ио и Из, были сформированы 3 экспериментальные группы:

1.   Экстерналы - респонденты с внешней причинностью событий
(оценки Ио, Из от 1 до 3 стен).

2.  Интерналы - респонденты с внутренней причинностью событий (от 8 до 10 стен)

3.  Группа «нормы» - испытуемые, воспринимающие происходящие события с позиций их зависимости как от внешних факторов, так и от соб­ственной активности (5-6 стен).

На этапе формирующего эксперимента (содержательно-деятельностный компонент программы) с помощью интерактивных мето­дов производилась активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение представлений о будущей про­фессии, коллективное и индивидуальное творчество. Анализ анкет и твор­ческих заданий, полученных в ходе формирующего эксперимента, прово­дился по трем направлениям: детализация отношения испытуемых к здо­ровью на примере конкретных аспектов здорового образа жизни, оценка актуальности обсуждаемых тем для испытуемых, оценка заинтересованно­сти испытуемых предлагаемыми заданиями. Изучение рабочих листов, заполненных испытуемыми, в ходе ролевой игры «Школьный совет по проблеме сохранения и укрепления здоровья», сочинений на тему «Мое отношение к здоровью...» и результатов выполнения задания «Письмо однокурснику» (игра «Почта»), проводилась с помощью контент-анализа в соответствии с указанными направлениями.

Оценка эффективности эксперимента (оценочно-результирующий компонент программы) осуществлялась на основании анализа изменений характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (сформи-рованности знаний по проблеме исследования, осознанности отношения к здоровью, места здоровья в системе ценностей, характера ценности здоро­вья, понимания роли собственной активности в сохранении и укреплении здоровья, умения планировать коррекционную деятельность), зафиксиро­ванных с помощью разработанных автором анкет. Статистическая обра­ботка всех данных эксперимента осуществлялась с помощью методики «Достоверность квантитативных данных, представленных в процентах» (Кывырялг А.А.).

Согласно данным, полученным в процессе изучения исходного отно­шения испытуемых к здоровью, большинство студентов (82%) включают здоровье в состав пяти главных ценностей, однако ценность здоровья часто носит инструментальный характер, пассивная позиция испытуемых в на­правлении здоровья (59,33% случаев) преобладает над активной (40,67% случаев, t = 2,29), осознанность отношения к здоровью развита в недоста­точной мере у 85,34% испытуемых, а основные понятия по проблеме ис­следования представлены рассуждениями на уровне житейских представ­лений. Сформированность умения планировать коррекционную деятель­ность изучалась на более поздних этапах эксперимента. Исходя из приве­денных результатов был сделан вывод о несформированности у будущих учителей ценностного отношения к здоровью.

При изучении места здоровья в системе ценностей, осознанности от­ношения к здоровью, характера ценности здоровья у учителей отмечены аналогичные основной группе испытуемых тенденции (включение здоро­вья в состав пяти главных ценностей сочетающееся с преобладанием инст­рументального характера ценности здоровья и недостаточной развитостью осознанного отношения к здоровью), что подтверждает актуальность рабо­ты по развитию ценностного отношения к здоровью в обеих социальных группах.

На основании анализа результатов, полученных при изучении инди­видуальных характеристик, можно отметить следующее:

-    у экстерналов по сравнению с другими экспериментальными груп­пами чаще встречаются завышенная самооценка (t^ = 4,75; = 3,84), низкий уровень притязаний (1, = 5,09; 1, = 4,08), низкая мотивация к из­беганию неудач (t^ = 2,93;     = 2,32) (рис. 4);

-    у интерналов отмечены тенденции к проявлению высокого уровня притязаний ^и-э = 2,21; = 2,06) и высокой мотивации к избеганию не­удач по сравнению с экстерналами и группой «нормы» (^, = 2,14;

1и = 2,03), а также адекватной самооценки в равной мере с представителя­ми группы «нормы» (рис. 5);

ЭНИ               Ряд 1

Рис. 4. Проявление признака в экспериментальных группах

«Э» — экстерналы, «Н» — группа «нормы», «И» — интерналы Ряд 1 — низкий уровень мотивации к избеганию неудач. Ряд 2 — низкий уровень притязаний. Ряд 3 — завышенная самооценка.

ИН              Э                    Ряд 1

Рис. 5. Проявление признака в экспериментальных группах

«Э» — экстерналы, «Н» — группа «нормы», «И» — интерналы Ряд 1 — высокий уровень притязаний. Ряд 2 — адекватная самооценка.

Ряд 3 — высокий уровень мотивации к избеганию неудач.

 

- представители группы «нормы» по сравнению с экстерналами и ин­терналами демонстрируют промежуточные значения всех признаков за исключением проявления средней мотивации к избеганию неудач (t = 2,07) и выраженности адекватной самооценки (t = 2,04).

Таким образом, представители разных экспериментальных групп (экстерналы, интерналы, группа «нормы») обладают отличающимися тен­денциями в проявлении уровня притязаний, мотивации к избеганию не­удач, самооценки, что рассматривается нами как одно из подтверждений детерминирующей роли уровня субъективного контроля.

Анализ данных, полученных в ходе проведения занятий и работы ис­пытуемых с Картой самонаблюдения подтверждает актуальность включе­ния тем «Питание» и «Стресс» в разработанную систему занятий. Так, ис­ходя из результатов анкеты «Поведенческие и физиологические симптомы стресса», большинство студентов (80,67%) на момент исследования обла­дают тем или иным видом стресса (поведенческим, физиологическим, «общим»). А среди наиболее распространенных по ответам студентов фи­зиологических симптомов дистресса присутствуют: нарушения пищеваре­ния или изжога, неумеренное желание есть или отсутствие аппетита. Со­гласно данным лабораторной работы, проводимой на занятии «Питание. Сбалансированность суточного рациона» в 92% случаев рассчитанный су­точный рацион питания не соответствует общепринятым нормам, и 70% испытуемых хотели бы его изменить.

Проявление испытуемыми интереса и высокой творческой активно­сти выявлено при создании образа, отражающего позицию в направлении здоровья (занятие «Активная позиция в здоровье»), при написании писем в ходе игры «Почта», в ходе работы с Картой самонаблюдения. В ходе роле­вой игры «Школьный совет по проблеме здоровья» выявлена необходи­мость выхода на иной уровень понимания валеологических задач, обуслов­ленная недооцениванием роли личного примера учителя и родителя, важ­ности создания условий для творческой активности школьников.

После завершения эксперимента отмечены следующие изменения: во-первых, возросли показатели сформированности основных понятий по проблеме исследования (полученные значения варьируют от 50 до 100% в зависимости от специфики предлагаемого задания, t > 2), во-вторых, уве­личилось количество случаев, когда испытуемые грамотно планируют кор-рекционную деятельность (t = 2,05) и когда их ответы указывают на осоз­нанность отношения к здоровью (t = 3,25), проявление терминального ха­рактера ценности здоровья (t = 2,05) (рис. 6), и, в-третьих, увеличилось количество случаев, когда испытуемые включают здоровье в состав пяти главных ценностей (t = 2,67) и присваивают ему первое место (t = 2,91).

Приведенные позитивные изменения характеристик отношения к здо­ровью подтверждают эффективность выбранных средств развития.

В ходе анализа данных также установлено, что ответы экстерналов после завершения эксперимента чаще, чем у представителей других групп соответствуют инструментальному характеру ценности здоровья (^-и = 3,4; 1э = 2,79) и неосознанному отношению к здоровью (^-н = 3,53; 1, = 2,07), рис. 7.


 


  


 

Подпись: Рис. 6. Проявления признака до и после эксперимента
Ряд 1 — Осознанность отношения к здоровью.
Ряд 2 — Терминальный характер ценности здоровья.
Ряд 3 — Грамотное планирование коррекционной деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До эксперимента достоверных различий в проявлении указанных ха­рактеристик у представителей разных экспериментальных групп не выяв­лено. Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе экстерна-лов процессы развития осознанности отношения к здоровью и представле­ний о здоровье как терминальной ценности протекали менее интенсивно, и подтверждают детерминирующее влияние уровня субъективного контроля на развитие ценностного отношения к здоровью.

 

В заключении обсуждаются результаты и перспективы исследования процесса развития ценностного отношения к здоровью и приводятся выво­ды по работе. По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. В ходе теоретического анализа литературных источников установ­лено, что психологическая сущность процесса развития ценностного от­ношения к здоровью, заключается в многократном повторении последова­тельных изменений на уровне сознания и поведения личности. А именно: изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение; измене­ние состояния организма на эмоциональном уровне; осознание собствен­ного состояния и поиск его причин; позитивное изменение отношения к здоровью; позитивное изменение поведения в области здоровья; использо­вание новых позитивных способов поведения; превращение новых спосо­бов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отноше­ния к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъек­та по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Понимание психологической сущности и механиз­ма изучаемого процесса позволило создать (определить компоненты про­граммы, их задачи, содержание и методы) и реализовать программу разви­тия ценностного отношения к здоровью (определить частоту проведения занятий, сроки самонаблюдения, объем диагностических процедур), объ­яснить результаты ее использования (в первую очередь, отсутствие 100%-ного результата).

2. Определен ряд внутриличностных условий, влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью, а именно: индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне; потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира; усвоенные нормы, ценности и эталоны как состав­ляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью. Особое внимание уделено изучению системы инди­видуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, уровня субъ­ективного контроля, мотивации к избеганию неудач, мотивации к успеху) путем выявления центральной детерминанты отношения к здоровью. Ус­тановлено, что указанной детерминантой является уровень субъективного контроля личности. У испытуемых с разными значениями показателей уровня субъективного контроля (экстерналы, интерналы, группа «нормы») обнаружены отличия в проявлении других индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, мотивации к избеганию неудач), а также в интенсивности позитивных изменений ряда характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (осознанности отношения к здоровью, характера ценности здоровья). Полученные результаты подтверждают, что уровень субъективного контроля является одной из центральных детерми­нант процесса развития ценностного отношения к здоровью в системе ин­дивидуальных характеристик личности, и позволяют сделать вывод о том, что подход к развитию ценностного отношения к здоровью у испытуемых с отличающимися значениями показателей уровня субъек­тивного контроля должен быть различным. В качестве необходимого элемента содержания программы развития ценностного отношения к здо­ровью   может   быть рекомендовано создание и использование заданий, направленных на развитие представлений о внутренней (при работе с экс-терналами) и внешней (при работе с интерналами) причинности событий.

3.   В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что вы­бранные средства развития ценностного отношения к здоровью (направ­ленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испы­туемым значимой информации о здоровье) приводят к позитивным изме­нениям характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (подструктура знаний и представлений: сформированность основных поня­тий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность; подструктура отношений: осознанность отношения к здоровью, место здо­ровья в системе ценностей, характер ценности здоровья). Полученные дан­ные подтверждают эффективность выбранных средств развития ценност­ного отношения к здоровью, а также свидетельствуют о действенности применяемого способа повышения значимости информации (активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознании, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и инди­видуальное творчество через использование интерактивных методов).

4.   Анализ данных, полученных в ходе реализации разработанной ав­тором программы развития ценностного отношения к здоровью у студен­тов педагогического ВУЗа, показал, что предлагаемая программа эффек­тивна, поскольку позволяет добиваться улучшения показателей ряда ха­рактеристик отношения к здоровью (подструктура знаний и представле­ний: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планиро­вать коррекционную деятельность, подструктура отношений: характер ценности здоровья, осознанность отношения к здоровью, позитивная ак­тивность в отношении здоровья).

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, основные задачи решены. Однако настоящее исследование не претендует на исчерпываю­щее решение проблемы развития ценностного отношения к здоровью. Можно выделить ряд направлений дальнейшей разработки указанной про­блемы:

-    создание дескриптивной модели процесса развития ценностного от­ношения к здоровью и соответствующих ей эффективных программ, ори­ентированных на различные социальные группы;

-    изучение процесса развития ценностного отношения к здоровью с позиции представлений о составляющих и образующих линиях развития;

-    создание концепции развития валеологической культуры личности учителя и учащегося.

Содержание диссертации отражено в следующих работах автора:

1.  Белинская Т.В. К исследованию категории «здоровье» // Филосо­фия в современном мире: Сб. аспирантских работ. Под ред. Е.Н. Богданова, А.К. Зайцева, А.С. Стрельцова.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С.94-100 (0,5 п.л.).

2.  Белинская Т.В., Самойлова И.Р. Оценка отношения учащихся к собственному здоровью // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002.-С. 21-22 (0,125 п.л.).

3.  Белинская Т.В., Финашина Т.А. Изучение интернальности здоровья и ее связи с уровнем стресса // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.-С. 21-23 (0,20 п.л.).

4.  Белинская Т.В., Финашина Т.А. Формирование и развитие пози­тивной валеологической активности будущих учителей // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004.- С. 234-236 (0,20 п.л.).

5.  Белинская Т.В., Финашина Т.А. Исследование процесса развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа // Известия КОИП: Сб. научных трудов.- Вып. №6.- Калуга: Издательство «Эйдос», 2004.- С. 130-137 (0,5 п.л.).

6.  Белинская Т. В., Финашина Т.А. Сохранение здоровья как проблема изменения поведения // Вестник ЧГПУ. Сер. 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология.- Челябинск: ЧГПУ, 2004.- № 5.- С. 117-125

(0,75 п.л.).

 

 

 

 

Белинская Татьяна Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Тир. 100 экз. Усл. печ. л. 1,5.

 

      Спонсоры сайта: Институт глобалистики и коммуникаций, НИИ Европейского развития

 

 
Hosted by uCoz