Открытый информационный портал РБД
На главную                     |               В открытую библиотеку


Разделы
 



Страна
  Россия
 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Кругликова Галина Геннадьевна

 

 

 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ИММАНУИЛА КАНТА И ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

 

 

Специальность 09.00.03 - «история философии»

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук


 

Подпись: Подпись:
Екатеринбург


 

 

Работа выполнена на кафедре философии Нижневартовского государственного педагогического института


 

Научный руководитель

 

 

Официальные оппоненты

 

 

 

 

Ведущая организация


 

доктор философских наук, профессор Р. А. Бурханов

доктор философских наук, профессор В. Б. Куликов; кандидат философских наук, доцент О. В. Охотников

 

Омская академия МВД России


 

 

 

 

 

Защита состоится « 20 » февраля 2003 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.02 по защите диссертаций на соис­кание ученой степени доктора философских наук при Уральском госу­дарственном университете им. А. М. Горького по адресу: 620083, г. Ека­теринбург, пр. Ленина, 51, ком. 248.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральско­го государственного университета им. А. М. Горького.

 

 

Автореферат разослан « 17 » января 2003 года.


 

Подпись: Подпись: Л. А. Шумихина


  

 

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в конце XX - на­чале XXI века проблема человека, его природы и назначения стала цент­ральной проблемой философии. Девальвация ценностей культуры, рез­кое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабоще­ние людей созданными ими техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, возрастание в социуме тоталитар­ных и авторитарных тенденций и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании человека, его экономическом, социальном, политическом, нравственном и духовном выживании.

На рубеже тысячелетий стало ясно, что кризис современной цивили­зации оказался кризисом самого человека, его антропологически ориен­тированного мира, что закономерно приводит к попыткам осмысления глубинных оснований человеческого бытия. По справедливому замеча­нию выдающегося немецкого философа Макса Шелера, «мы еще очень мало знаем о том, что это вообще такое - "человек"»1.

На этом фоне обращение к истокам антропологического способа мышления, в частности к философии Иммануила Канта (1824-1804 гт.) и философско-педагогическим концепциям русских мыслителей, выяв­ление и реализация их еще далеко не исчерпанного гносеологического, методологического, нравственно-практического, гуманистического, педа­гогического потенциала представляются весьма актуальными задачами2.

1 Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С. 22.

2 См.: Бурханов Р. А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999. С. 3-6.

3 См.: Любутин К. Н. Человек в философском измерении. Свердловск, 1991.

С. 9.

4 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С 661.


 

Кант впервые в истории европейской философской мысли разрабо­тал целостное учение о человеке - философскую антропологию3. «Все интересы моего разума, - писал он, - объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?»* Впоследствии к упомянутым трем вопросам ке-нигсбергский мыслитель добавил еще и четвертый вопрос: «Что такое человек?», который объявил основным вопросом философии: «На пер­вый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - рели­гия и на четвертый - антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к после­днему»5. И. Кант был убежден в том, что основная задача философии сос­тоит в познании жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, - это человек, ибо он для себя своя последняя цель»6.

Выбор персоналий отечественных мыслителей для историко-фило­софского исследования обусловлен культурно-антропологической направ­ленностью философско-педагогических концепций Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 тт.), Константина Дмитриевича Ушинского(\&24-1870/1871 гг.), Петра Федоровича Каптерева (1849-1922 гг.), Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950 гг.), наличием в их трудах позитивного опыта решения проблемы человека, определения сущностных характе­ристик и средств духовно-нравственного совершенствования личности как фактора общественного прогресса. Философско-педагогические кон­цепции этих русских философов во многом созвучны идеям немецкого философа И. Канта, поскольку обращены на развитие человека как сво­бодного и нравственного существа, способного к совершенствованию.

Степень разработанности проблемы. Философское наследие вели­кого кенигсбержца постоянно находилось в центре внимания как зару­бежных, так и отечественных мыслителей.

Изучению проблемы человека в творчестве И. Канта посвящены ис­следования В. Ф. Асмуса, Ю. Я. Баскина, Л. В. Бека (L. W. Beck), Ж. Беме (G. B6hme), Н. А. Бердяева, Б. М. Бим-Бада, В. О. Бразауски, М. Бубера (М. Buber), Р. А. Бурханова, Ю. Ф. Воропаева, Ф. Грауфа (F. Grayeff), Б. Т. Гри-горьяна, А. В. Гулыги, П. С. Гуревича, М. Деспленда (М. Despland), Т. Б. Длу-гач, О. Г. Дробницкого, Л. А. Калинникова, А. М. Каримского, Э. Кассире-ра (Е. Cassirer), Ф. Каульбаха (F. Kaulbach), П. Козловски (P. Koslowski), В. И. Красикова, Е. Э. Крыловой, В. Б. Куликова, К. Н. Любутина, М К. Ма­мардашвили, И. С. Нарского, П. И. Новгородцева, Т. И. Ойзермана, О. В. Охот-никова; Г. Прауса (G. Prauss), В. К. Сережникова, А. П. Скрипника, В. С. Со­ловьева, Э. Ю. Соловьева, К. И. Сотонина, В. Н. Сырова, Л. А. Сусловой, Г. В. Тевзадзе, М. Хайдеггера (М. Heidegger), А. С. Чупрова, Л. А. Чухиной, H. И. Шашкова, М. И. Шитикова В. Д. Шмелева и др.

5 Кант И. Логика. Пособие к лекциям. 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 332.

6 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 351.


 

Теоретическое наследие К. Д. Ушинского, H. И. Пирогова и отчасти П. Ф. Каптерева в нашей стране анализировалось в историко-философских и историко-педагогических работах и в характеристиках их педагогичес­кого творчества в основном с точки зрения дидактического и методическо­го потенциала. Философские взгляды русских мыслителей изучались прежде всего с позиции их соответствия принципам догматически поня­того «марксизма-ленинизма». В 90-х годах XX века в нашей стране по­являются исследования, посвященные некоторым аспектам концепций С. И. Гессена и П. Ф. Каптерева. Тем не менее целостное осмысление проблемы человека в философско-педагогических учениях этих мысли­телей в отечественной литературе еще не осуществлялось.

Изучение философско-педагогических теорий Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. И. Гессена проводилось в работах С. В. Бармина, А. И. Богатырева, А. М. Геселевича, Н. К. Гончарова, М. В. Грищенко, М. А. Данилова, В. Е. Дерюги, Б. В. Емельянова, С. Г. Ивано­ва, Л. Н. Исаева, А. А. Краснова, В. В. Кузнецовой, С. Л. Кузьминой, В. Б. Куликова, П. А. Лебедева, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынского, Б. Л. Могилевского, Ф. Е. Муравиной, Е. Г. Осовского, А. Н.Острогорско-го, М. Г. Плоховой, В. И. Порудоминского, Е. Е. Седовой, Л. А. Степано­вой, В. Д. Столбуна, В. Я. Струминского, Л. А. Тарасова, Л. А. Терещен­ко, Н. М. Трофимовой, Ж. Т. Филипповой, Ф. А. Фрадкина, Ш. А. Френ­келя, Б. М. Хромова и др.

Вместе с тем в отечественной литературе практически отсутствуют специальные исследования, в которых бы проводился сравнительный анализ решения проблемы человека в философии И. Канта и фило­софско-педагогических учениях упомянутых нами русских мыслителей.

С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертации - дать сравнительный анализ проблемы человека в философии И. Канта и философско-педагогических концепциях рус­ских мыслителей второй половины XIX - первой трети XX в. (Н. И. Пи­рогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. И. Гессена).

Для достижения этой цели автором решаются следующие задачи:

-    прослеживается формирование антропологической проблематики в философии И. Канта в процессе эволюции его воззрений от «докрити-ческого периода» к «критическому периоду» его творчества;

-    выявляется постановка и решение проблемы человека в «критичес­кой философии» И. Канта;

-    исследуется структура и содержание философской антропологии, раскрывается ее взаимосвязь с педагогической антропологией и истори­ческой антропологией в учении И. Канта;

-    на основе анализа «концепции воспитания истинного человека» Н. И. Пирогова исследуются его взгляды на сущность, идеалы и пути со­вершенствования человека;

-    на основе изучения «педагогической антропологии» К. Д. Ушинс-кого выявляются его воззрения на природу человека и пути совершен­ствования личности;

-    на основе анализа философско-педагогического учения П. Ф. Кап­терева рассматриваются его взгляды на исходные предпосылки и пути фор­мирования личности как в индивидуальном, так и в социальном плане;

-    на основе исследования «философии образования» С. И. Гессена выявляются его воззрения на сущность человека и свободное развитие личности в культуре и в процессе воспитания и образования;

-    определяется влияние философской и педагогической антрополо­гии И. Канта на философско-педагогические концепции человека Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. И. Гессена.

Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, в первую очередь работы самого И. Канта, а также философско-педагогические сочинения Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. И. Гессена. В своих исследованиях диссертант ориентируется на современное понимание диалектико-мате-риалистической философии. В частности, в работе используется ряд формальных и содержательных методов: традиционный историко-фи­лософский метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, ти­пологический метод, метод моделирования, герменевтический метод, метод сравнительного анализа и т. д.

Научная новизна работы обусловлена уже самим предметом и це­лью исследования, в котором философское наследие И. Канта, Н. И. Пи­рогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева и С. И. Гессена впервые в отечественной литературе подвергнуто сравнительному анализу с точки зрения решения проблемы человека. Такая постановка вопроса предпо­лагает необходимость определения сущностных характеристик человека и условий его совершенствования в концепциях этих философов.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в 14 публикациях автора общим объемом 4,0 п. л., а также в докладах на региональной научно-практической конференции «Филосо­фия и педагогика (Вторые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17­19 мая 1999 года), на региональной научно-теоретической конференции докторантов, аспирантов и соискателей «Россия XXI века: Мировоззрен­ческие аспекты» (Нижневартовск, 27 января - 4 февраля 2000 года), на региональной научно-практической конференции «Философия и об­разование (Третьи Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17-19 мая 2000 года), на заседании школы-семинара аспирантов и соискателей Ниж­невартовского государственного педагогического института «Образование и наука на рубеже веков» (Нижневартовск, 10-12 апреля 2001 года), на региональной научно-теоретической конференции «Человек в фило-софско-правовом измерении (Четвертые Соколовские чтения)» (Нижне­вартовск, 5-6 октября 2001 года), на международной научно-практичес­кой конференции «Современная философия в поисках сущностей и смыс­лов» (Екатеринбург, 25-27 октября 2001 года), на межвузовской науч­но-практической конференции «Антропоориентированные технологии в образовательном процессе школы и вуза» (Нижневартовск, 23 ноября 2001 года). Тезисы докладов опубликованы.

Материалы исследования излагались автором на заседаниях Истори­ко-философского общества НПТИ, на заседаниях кафедры философии НГПИ, использовались в спецкурсах «Философская и педагогическая антропология» и «Философско-педагогическая антропология в России XIX - начала XX века», прочитанных для студентов факультета педагоги­ки и психологии Нижневартовского государственного педагогического института.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертаци­онной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных фи­лософии И. Канта, классической немецкой философии и русской фило­софии, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области отечественной и зарубежной фи­лософии и философской антропологии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Содержание работы изложено на 140 страницах машино­писного текста. Библиография включает в себя 180 наименований, из них 13 - на иностранных языках.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется сте­пень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследо­вания, его теоретико-методологическая основа.

Глава первая «Проблема человека в философии И. Канта» по­священа анализу постановки и решения проблемы человека в филосо­фии великого кенигсбержца.

Отмечается, что философская антропология, с одной стороны, пыта­ется объяснить особенности человеческого бытия и возможности челове­ка, а через него - смысл и значение окружающего мира, а с другой сторо­ны, изучает человеческий индивидуум в самых различных его измерени­ях и характеризующих его природу специфических качествах. «В фило­софской антропологии человеку в качестве предмета в самом точном смыс­ле слова дан он сам»7. Другой задачей этой науки является разработка специфической методологии исследования, в которой человек выступает в качестве не только предмета, но и цели философствования. «...Антро­пология также может быть и философской, - писал М. Хайдеггер, - если она в качестве антропологии определяет либо цель философии, либо ис­ходный пункт ее, либо оба одновременно»8.

В первом параграфе «Формирование антропологической проблема­тики в "докритический период"» прослеживается становление антропо­логического способа мышления в трудах И. Канта.

Постановку проблемы человека мы обнаружим уже в первых трудах И. Канта. В частности, в трактате «Всеобщая естественная история и тео­рия неба» (1755 г.) философ, в целом оставаясь на натуралистических по­зициях, намечает для себя антропологическую проблематику. «До сих пор мы как следует не знаем, что такое действительно человек...» - пишет он9.

Вся естественно-научная ориентация «докритического периода» про­никнута общим этически духовным интересом: И. Кант ищет «природу», чтобы найти в ней «человека». Человек должен сначала определить свое место в мире, должен понять, что он часть природы, и вместе с тем по своей конечной цели он возвышается над ней. В это же время немецкий мыслитель пытается разработать и особую методологию, с помощью кото­рой необходимо изучать человека - «не только человека, который ис­кажен изменчивым обликом, навязанным ему его случайным состоянием ... но саму природу человека...»10. И. Кант исходит из понимания человека как существа разумного и способного свободно осуществлять свой мо­ральный выбор.

7 Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 163.

' Heidegger М. Kant und das Problem der Metaphysik // Heidegger M. Gesamtausgabe. Frankfurt a. M., 1991. Abt. 1, bd. 3. S. 211.

' Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1С. 260.

10 Кант И. Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/66 г. // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 287.


 

С шестидесятых годов в мышлении философа намечается перелом, который в семидесятые годы XVIII века превращается в решительный переворот. С этого времени в исследованиях И. Канта природа уступает место человеку. Нравственно-антропологические интересы начинают за­нимать у него центральное место в сравнении с метафизическими и кос­мологическими умозрениями. На почве этого антропоцентрического на­правления мышления и выросла «критическая философия».

В габилитационной диссертации «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» 1770 года уже представлены основные положения философской антропологии И. Канта. Исследуя спо­собности человеческого познания, немецкий мыслитель выделяет и про­тивопоставляет друг другу чувственность и рассудок (разум). Чувствен­ность имеет дело с феноменами, рассудочность (разум) - с ноуменами, т. е. интеллигибельными предметами. Поэтому «чувственно познанное -это представления о вещах, какими они нам являются, а представления рассудочные - как они существуют [на самом деле]»11. Время и простран­ство характеризуются И. Кантом как априорные формы, посредством ко­торых координируются, упорядочиваются чувственные данные. Через эти субъективные принципы восприятия возникает формальное целое, т. е. мир феноменов. В этой работе еще нет разграничения познавательных способностей рассудка и разума; чувственность понимается И. Кантом не только отличной от рассудка, но и изолированной от него. Тем не ме­нее в ней была четко очерчена сфера деятельности человека, определяемая его активностью как субъекта познания и практики.

Таким образом, делает вывод диссертант, эволюция воззрений И. Кан­та от «докритического периода» к «критическому периоду» его творче­ства представляет собой процесс создания особой разновидности антро­пологического способа мышления - трансцендентальной антропологии, которая имеет дело не столько с человеком во всей полноте своих прояв­лений, сколько с рационально понятой его сущностью.

Во втором параграфе «Теоретический разум» раскрываются взгляды И. Канта на сущность человека и его гносеологические возможности.

" Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопости­гаемого мира. 1770//Соч.: В6т. М., 1964. Т. 2. С. 390.


 

Отмечается, что, согласно кантовской концепции, человек принадле­жит двум мирам. Как член эмпирического мира явлений, он должен под­чиняться внешней причинности - законам природы и установлениям об­щества. Но как член интеллигибельного (ноуменального) мира «вещей в себе», он обладает свободой. Подчеркивается, что в основе философской антропологии И. Канта лежит концепция родовой сущности человека как существа активного и разумного. В его учении человек с самого начала исследуется не как обособленный индивидуум, а как представитель рода. При этом деятельность человека была сведена И. Кантом к деятельности трансцендентального субъекта.

Как субъект, наделенный способностью к мышлению и стремящийся к познанию, человек обладает теоретическим разумом. Первый вопрос И. Канта - «Что я могу знать?» - определяет возможности теоретического разума, который устанавливает границы познания человека и определяет принципы, организующие теоретическую деятельность в систему науч­ного знания. Философ расчленяет познавательную способность теорети­ческого разума на три способности: чувственность, рассудок и собственно разум. Всякое человеческое познаиие, считает он, начинается с чувствен­ности, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Немецкий философ дает четкое различие чувственности и рассудка. Чувственность -это восприимчивость нашей души, способность к представлениям, по­скольку она подвергается воздействию вещей в себе. Только чувствен­ность представляет собой способность к созерцанию, и без чувственнос­ти никакое созерцание невозможно. Напротив, рассудок - это внечувствен-ная способность, способность мышления. Именно рассудок является ис­точником понятий.

Кант расчленяет чувственность на материю и априорные формы. По его мнению, существуют две чистые формы чувственного созерцания как принципы априорного знания, а именно пространство и время. В свою очередь, «чистые» рассудочные понятия Кант назвал категориями. Рас­судок вообще имеет дело с категориями, полагал он, которые, как и апри­орные созерцания, суть не знание, а только формы мышления. Категории как формы мышления, считает немецкий философ, даны рассудку апри­орно, они не могут быть выведены из опыта. Благодаря трансценденталь­ному единству апперцепции применение категорий рассудка к чувствен­ным созерцаниям приводит, по Канту, к конструированию для человечес­кого сознания познаваемого им предметного мира.

В то же время рассудок и разум различаются по существу. «Если рас­судок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по прин­ципам. Следовательно, - рассуждает ученый, - разум никогда не направ­лен прямо на опыт или на какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий a priori придать многообразным его знаниям единство, которое можно назвать единством разума и которое совершенно иного рода, чем то единство, которое может быть осуществ­лено рассудком»12.

12 Кант И. Критика чистого разума// Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 342.


 

При попытках достигнуть научно-содержательного знания о мире в целом, считает Кант, разум с неизбежностью впадает в заблуждения. Сви­детельством этого служат антиномии чистого разума - состояния разу­ма, возникающие при диалектических заключениях. Немецкий философ считал, что антиномичность идей чистого разума как раз и доказывает тщетность усилий разума познать сверхчувственные сущности, которые по отношению к познающему субъекту выступают как вещи в себе.

В целом, делает вывод диссертант, «"Критика чистого разума" есть исследование человека»13, определение его гносеологических возможнос­тей. Поэтому и рассмотрение антиномий, которым завершается главный труд И. Канта, представляет собой переход от анализа познавательных способностей человека к рассмотрению его практических способностей.

Третий параграф «Практический разум» посвящен исследованию кантовской практической философии. Здесь разум занимается определя­ющими основаниями воли, которая представляет собой способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для их произведения.

Отмечается, что практический разум, по И. Канту, - это разум, пыта­ющийся установить правила и нормы поведения человека не только в области морали, но и в области права, политики, религии и т. п. Поэтому второй вопрос - «Что я должен делать?» - вопрос практический, он каса­ется сознательного выбора человеком своей линии поведения.

Основу нравственности И. Кант предлагает искать не в природе чело­века или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, а в априор­ных понятиях чистого разума. Немецкий философ приходит к отрица­нию чувственности и счастья в качестве определяющей основы нравствен­ности. Истинное назначение чистого практического разума™ воля, соглас­ная с нравственным законом, т. е. добрая воля сама по себе.

13 Чупров А. С. Истоки философской антропологии. Кант. Благовещенск. 1995. С.61.

iA Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4, ч. 1. С. 260, 270. См.: Там же. С. 273-274,279,280.


 

И. Кант считает, что моральную жизнь людей регулирует категори­ческий императив -безусловное нравственное предписание в душе чело­века, исполнение которого является совершенно необходимым, незави­симо от того, извлекает ли от этого человек для себя пользу (удоволь­ствие) или нет: «...Поступай только согласно такой максиме, руко­водствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законам». Или: «...Поступай так, чтобы ты всегда от­носился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цепи, и никогда не относился бы к нему только как к средству»14.

Философ трактует моральный закон как наличный в сознании всех людей в виде неизменной данности, имеющей абсолютную ценность, и усматривает в нем априорную форму нравственного сознания, трансцен­дентально заданную практическому разуму.

В параграфе обосновывается вывод о том, что, по учению И. Канта, в сфере практического разума человек стремится осуществить заложенный в нем в виде морального закона нравственный идеал. Поэтому практи­ческая философия выступает ядром философской антропологии кенигс-бергского мыслителя.

В четвертом параграфе «Надежды и предназначение человека» ана­лизируются учение И. Канта об условиях реализации человеком своего назначения и пути к его достижению как в индивидуальном, так и в об­щественно-историческом плане. Тем самым раскрываются основные по­ложения педагогической антропологии и исторической антропологии немецкого мыслителя. Вопрос И. Канта - «На что я могу надеяться?» -затрагивает тему совершенствования человека, возможности осуществле­ния им своего назначения.

Развитие природных задатков и нравственности, считает философ, ведет человека к выполнению своего назначения - «пребывать в об­ществе людей и совершенствовать в нем с помощью искусства и наук свою культуру, цивилизованность и моральность»15. Для достижения этой цели человек должен подчинить свою чувственность нравственности. Сле­довательно, цель развития и совершенствования каждого индивида и об­щества в целом состоит в том, чтобы «воспитывать личность, воспиты­вать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собствен­ных глазах»16.

15     Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т.
М, 1994. Т. 7. С. 366.

16     Кант И. О педагогике. 1803 //Кант И. Трактаты и письма. М, 1980. С. 459.

17     КантИ. Религия в пределах только разума//Кант И. Трактаты. СПб., 1996.
С. 275.


 

Совершенствование природы человека, по И. Канту, связано с разви­тием его задатков: это, во-первых, «задатки животности человека как живого существа», во-вторых, «задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного» и, в-третьих, «задатки его личности как существа разумного и вместе с тем способного отвечать за свои по­ступки»'7. Факторами становления личности являются, во-первых, при-родосообразное и целесообразное воспитание, во-вторых, идеальное граж­данское устройство общества (республика) и, в-третьих, совершенство­вание человечества в целом. Философ не отрицал роли религии в форми­ровании нравственности, однако считал, что нравственность как таковая вовсе не нуждается в ней.

В плане своего индивидуального бытия, замечает И. Кант, человек может стать человеком только путем воспитания. Именно в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. До­стижению этой цели и призвана служить педагогика, которая делится на физическую и практическую. Физическое воспитание имеет целью опре­деленным образом развить в человеке задатки животности и отчасти за­датки человечности; оно включает в себя развитие телесных сил и ду­шевных способностей. Воспитание практическое должно образовывать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. Оно призвано развивать в человеке задатки личности на основе уважения к моральному закону. Поэтому воспитание, наряду с уходом и дисципли­ной, обязательно включает в себя обучение и образование.

Ученый верит, что когда-нибудь в далеком будущем «человеческий род достигнет, наконец, того состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет полностью исполнено»18. Но достигнуть назначения в своем индивидуальном раз­витии отдельный человек не может, к этой цели стремится весь род людской, от поколения к поколению совершенствуя свою природу. При этом целью истории является не благо отдельного индивида, а благо все­го человечества. В силу двойственности своей природы, считал И. Кант, человечество всегда будет стремиться к нравственному совершенству, никогда не будучи способным полностью достигнуть его.

Таким образом, делает вывод диссертант, кантовские вопросы о че­ловеке задают структуру и содержание его философской антропологии, где исходным пунктом является определение познавательных способ­ностей человека, а целью - нравственное совершенствование индивида и общества в процессе воспитания и образования и в ходе истории. Сле­довательно, педагогическая антропология и историческая антрополо­гия И. Канта являются составными частями его философской антропо­логии.

18 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.:В6т.М, 1966. Т. 6. С. 22.


 

Глава вторая «Проблема человека в философско-педагогических учениях русских мыслителей» посвящена анализу постановки и реше­ния проблемы человека в философских трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин­ского, П. Ф. Каптерева, С. И. Гессена.

В первом параграфе «Концепция воспитания "истинного человека" в философско-педагогическом учении Н. И. Пирогова» исследуются взгля­ды Н. И. Пирогова на сущность, идеал и пути совершенствования челове­ка. Отмечается, что русский мыслитель решает проблему человека в контексте построения такой педагогической системы, которая соответ­ствует цели воспитания высоконравственной личности, сознательно и це­леустремленно развивающей свои силы и способности для блага общества.

Главными условиями создания новой системы общественного вос­питания Н. И. Пирогов считает: во-первых, необходимость определения цели воспитания на основе философского понимания жизни и назначе­ния человека; во-вторых, учет в воспитании индивидуальных и возраст­ных особенностей развития ребенка; в-третьих, соответствие обществен­ного устройства той цели, к которой стремится человек в своем индиви­дуальном развитии. Только при соблюдении данных требований образо­вание будет способствовать формированию «истинного человека».

Н. И. Пирогов подчеркивает мировоззренческое значение философии в жизни каждого индивида. Воспитание должно основываться на опреде­ленных убеждениях, на философских и нравственно-религиозных нача­лах, в которых проявляется «самый существенный атрибут духовной на­туры человека - стремление разрешить вопрос жизни о цели бытия»'0. Философия должна дать ответ на вопросы: в чем смысл, предназначение и призвание жизни человека? Именно философское понимание пробле­мы человека определяет идеал совершенства и пути к его достижению и соответственно цели и содержание воспитания.

Идеал нравственного воспитания Н. И. Пирогов видит в христианс­ком учении. На религию он возлагает большие надежды в улучшении че­ловеческих нравов, считая ее важнейшей основой морали. Идеал - это абсолютное совершенство человека; к нему необходимо стремиться, хотя полностью он никогда не сможет быть реализован. Идеал способствует со­вершенствованию человека, служит образцом в его действиях и суждениях.

19 Пирогов II. И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения.
М., 1985. С. 30

20     Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч.: В
11 т.М;Л., 1948. Т. 3. С. 30.


 

В воспитании и обучении Н. И. Пирогов предлагает учитывать возра­стные и индивидуальные особенности детей, на основе которых форми­руются их жизненные ориентиры. Ученый выдвигает «требование здра­вой педагогики, основанной на психологии», которая «советует нам раз­вивать душу человека сообразно с ее природой»20. Это означает, что теория и практика педагогической деятельности должны быть согласованы не толь­ко с общечеловеческими природными задатками человека, но и с особен­ностями детей данного возраста и их индивидуальными проявлениями.

Человек в трудах Н. И. Пирогова представляет ценность не только как член общества, но и как личность сама по себе. Русский ученый рассмат­ривает человека как существо «внутреннее» и «внешнее». «Внутренний человек» - это духовная сущность человека, субъект, обладающий реф­лексией, на основе которой формируется его мировоззрение. Внешний опыт человека, его практические устремления, связанные с деятель­ностью в обществе, педагог называет «внешним человеком». Становле­ние личности происходит через борьбу «внутреннего человека» с «чело­веком внешним». Поэтому воспитание должно готовить индивидов к само­познанию и борьбе, способствуя развитию духовности, тем самым приводя в гармонию природное и общественное в человеке. Этот про­цесс следует осуществлять не через подчинение индивидуальности об­ществу, а через развитие духовной сущности человека.

В произведениях Н. И. Пирогова, так же, как и в трудах И. Канта, выражена мысль о том, что от воспитания зависит будущее человека и человеческого рода. Поэтому важнейшим фактором совершенствования общества русский ученый называет воспитание в каждом индивиде мо­ральной личности. Он полагает, что «первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой лич­ности»™.

21 Пирогов Н. И. Чего мы желаем? // Избранные педагогические сочинения.
М., 1985. С. 125.

22 Пирогов Н. И. Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих
в ведомстве Министерства народного просвещения // Там же. С. 220.


 

Общей для И. Канта и Н. И. Пирогова является мысль об активности действующего субъекта. Оба философа исходят из того, что человек обя­зан прилагать все свои силы, знания и умения для осуществления мо­ральных принципов. Главной целью человеческого существования, по Н. И. Пирогову, является нравственное совершенствование личности, но, в отличие от И. Канта, веления разума (долг) русский мыслитель считает недостаточными основаниями для нравственной деятельности человека. Необходимым дополнением к осознанию долга будут чувства: любовь, сострадание, вдохновение и т. п. Большими образовательными возмож­ностями, по мнению Н. И. Пирогова, обладают древние языки, родной язык, история и математика, поскольку изучение этих наук «образует и развивает дух человека, приготовляя его к восприятию всевозможных - и нравственных, и научных - истин»22.

В параграфе обосновывается вывод о том, что формирование педаго­гической антропологии Н. И. Пирогова происходило под влиянием «кри­тицизма». Тем не менее русский мыслитель вовсе не сводил человека к рационально понятому трансцендентальному субъекту, а рассматривал его во всей полноте чувственных и разумных устремлений. Нравственное совершенствование личности он связывал с принципом народности и с православными ценностями.

Во втором параграфе «Педагогическая антропология К. Д. Ушинско­го» анализируется философско-педагогическая концепция человека вы­дающегося русского философа и педагога. Особое внимание обращается на определение природы человека и определение понятия «педагогичес­кая антропология» в его трудах.

Развитие воззрений К. Д. Ушинского во многом происходило под влия­нием философской антропологии И. Канта. В своих исследованиях рус­ский мыслитель предвосхитил многие идеи неокантианской философии. Так, различение наук проводится К. Д. Ушинским в русле выделения «наук о природе» (естествознание) и «наук о духе» (история, педагогика)23, столь характерного для баденской школы.

К. Д. Ушинский впервые употребил термин «педагогическая антро­пология» для обозначения особой науки о воспитании и образовании, которая путем применения педагогических принципов стремится усо­вершенствовать человека. Она связана с философской антропологией и находит в ней философские основания в понимании человека. Русский мыслитель называет педагогику высшей из искусств, поскольку она реализует величайшую потребность человека и всего человечества к усо­вершенствованию природы человека, его души и тела. Ученый уверен, что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы че­ловеческих сил: физических, умственных и нравственных, но его влия­нию есть предел в прирожденных силах души и прирожденных задатках человека. Большое влияние на развитие человека оказывают и социокуль­турные факторы: семья, общество, религия, язык.

23 См.: Куликов В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988. С. 26-27.


 

Важной проблемой педагогической антропологии как области зна­ния выступает определение своего объекта и адекватных ему методов ис­следования. Знание законов воспитания ставится К. Д. Ушинским в зави­симость от познания человека в ряде наук - анатомии, физиологии, пси­хологии, логики, филологии, географии, истории и др. В этих науках об­наруживается совокупность свойств предмета воспитания, т. е. человека. Таким образом, ученый исследует человека-индивидуума, определяя его в качестве объекта педагогической антропологии.

Русский мыслитель признает существование в человеке двух миров: душевного и материального. Поэтому он разрабатывает методологию, адекватную дуалистической природе объекта исследования, основываю­щуюся, «с одной стороны, на фактах, добытых психическим самонаблю­дением, а с другой - на фактах, добытых наблюдением над внешнею для человека природою»2'. К. Д. Ушинский критически берет из различных систем те элементы, которые кажутся ему наиболее приемлемыми: «Мы очень многим обязаны Локку, но не затруднялись стоять на стороне Кан­та... Кант был для нас великим мыслителем, но не психологом, хотя в его "Антропологии" мы нашли много метких психических наблюдений»25. Русский педагог приходит к тому же результату, что и немецкий фило­соф, а именно, что «существо души не может быть постигнуто и что ма­териалистические воззрения на душу так же неосновательны, как и идеа­листические»26. К. Д. Ушинский прямо ссылается на «критический» опыт И. Канта и считает полезным критическим анализом «очищать метафи­зическую атмосферу от накопляющихся в ней миазмов»17 как в филосо­фии, так и в педагогике.

В объяснении же образования понятий пространства и времени К. Д. Ушинский не согласен ни с мнением И. Канта, считавшим данные понятия априорными формами чувственности, ни с объяснениями фи­зиологов, выводивших их из мускульных ощущений. Русский педагог за­нимает как бы срединную позицию, полагая, что человек в результате своих собственных движений приобретает множество познаний, которые от частого употребления и навыка делаются словно его прирожденными знаниями или инстинктами. Приобретение данных познаний становится возможным благодаря «раздвоенности» души и тела.

24 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2 // Собр. соч.: В И т.
М.; Л, 1950. Т. 9. С. 15.

25 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т.
Т. 8. С. 45.

26 Там же. С. 281.

27 Там же.


 

Врожденным качеством человека, по К. Д. Ушинскому, является и стремление к свободе, которое формируется и развивается в самостоя­тельной свободной деятельности. «Диалектический принцип самодеятель­ности или "самостоятельности", выдвигаемый Ушинским, обладает не только теоретической ценностью, но и практической значимостью. И это характерная черта русской модели педагогической антропологии, кото­рая ставит во главу угла не теоретическую односторонность метафизики, науки, специализации, но всесторонность практики воспитания»28.

Под влиянием теории И. Канта К. Д. Ушииский считает, что в душе человека обнаруживаются два положения: убеждение в общей причинно­сти явлений и убеждение в свободе личной воли человека. Одно из этих убеждений служит основанием науке, другое - практической деятельнос­ти человека, в том числе воспитанию.

Соединение разума и чувств в стремлении к добрым целям, по К. Д. Ушинскому, составляет идеал человека. Русский мыслитель полага­ет, что обучение решает двоякую задачу - образовательную и воспитыва­ющую. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необ­ходимых ему знаний о природе и обществе, вторая - формирование «ми­росозерцания», «убеждений».

Теоретические основы дидактики ученый выводит из анализа про­цесса познания, которое понимает как отражение в нашем сознании яв­лений природы и жизни. Оно проходит три взаимосвязанные стадии: чувственное восприятие, рассудочный процесс и стадию идейного (ра­зумного) познания. К. Д. Ушинский приходит к выводу, что переход от рассудка к разуму повышает значение мышления, способствуя познанию «совершенной истины», созданию научных и этических идей. Он выде­ляет ключевые идеи (генеральные понятия), от которых зависит форми­рование мировоззрения, - идеи истины (наука), добра (гуманизм), красо­ты (воплощение истины и добра).

28 Куликов В. Б. Философско-педагогическая антропология: Автореф. дис....
д-рафилос. наук. Свердловск, 1989. С. 12.

29 Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. Тбилиси,
1974. С. 49.

30 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2 // Собр. соч.: В 11 т.
Т. 9. С. 515.


 

Познание для К. Д. Ушинского, как и для Н. И. Пирогова, является историческим процессом, «все более раскрывающим сущность вещей и все более приближающим человека к истине»29. Сущность познания, по К. Д. Ушинскому, состоит в разрешении противоречий, которые спо­собствуют вечному движению человеческого сознания вперед и вперед к далекой и неосуществимой цели. Этот закон он вывел из высказываний И. Канта, относящихся к мыслительной деятельности, что «если бы ему предлагали на выбор истину или дорогу к истине, то он предпочел бы дорогу к истине самой истине»30.

В параграфе делается вывод о том, что формирование педагогичес­кой антропологии К. Д. Ушинского происходило под влиянием фило­софской и педагогической антропологии И. Канта. Однако в отличие от И. Канта К. Д. Ушинский, как и Н. И. Пирогов, связывает нравственное совершенствование человека с реализацией ценностей христианской ре­лигии в ее православной традиции.

В третьем параграфе «Философско-педагогическое учение П. Ф. Кап­терева» анализируется концепция формирования личности выдающего­ся русского ученого.

П. Ф. Каптерев в отличие от К. Д. Ушинского называет педагогику прикладной наукой, потому что она не изучает объективные факты, а пред­писывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания психологии, физиологии, философии и других наук о человеке.

Основой воспитательных идеалов человека, по мнению П. Ф. Капте­рева, выступают общественная жизнь людей и особенности человечес­кой природы; поэтому «педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие»31. Общими принципами воспита­ния человека являются всестороннее развитие общечеловеческих качеств, развитие и внимание к свойствам возрастов, возможное ослабление пло­хой наследственности, воспитание человека среди природы, воспитание человека среди общества.

Выдающийся отечественный мыслитель различает три ряда свойств детской природы: естественные (существующие независимо от влияний культуры), привитые культурой и частные, наследственные, отличающие одного ребенка от другого. Он полагает, что человек от природы не имеет особых предрасположений к доброму или злому, а все таланты и способнос­ти прививаются ему путем воспитания, через воздействие внешнего мира.

31 Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические
сочинения. М., 1982. С. 195.

32 Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева //
Педагогика. 2000. Хв 5. С. 72.


 

Педагогический процесс заключает в себе две характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усо­вершенствование личности. Отсюда следует, что «не передача важнейших культурных приобретений, а саморазвитие организма выражает сущность педагогического процесса, чья внешняя сторона - обучение - оказывает влияние на внутреннюю, т. е. на самодеятельность души»32. П. Ф. Капте­рев отмечает, что именно И. Кант впервые подошел к природе человека с точки зрения ее развития и саморазвития.

Развитие нравственности, считает русский мыслитель, является глав­ной целью воспитания и назначением человека. Моральное совершен­ствование всего человечества он связывает с прогрессом науки и культу­ры, понимая под нравственностью определение и выяснение истины чело­веческих отношений, которое совершается постепенно как приобретение и завоевание научных истин. В результате педагогика становится важней­шим фактором как индивидуального, так и общественного развития.

Отстаивая высокую роль научного образования, которое, по мнению П. Ф. Каптерева, является одним из средств развития личности, ученый отмечает, что главным в обучении выступает не накопление всевозмож­ных знаний, а нравственное воспитание и общее умственное развитие. Он указывает на целостность личности, «действуя на одну сторону кото­рой неизбежно, больше или меньше, влияешь на всю личность»".

В отличие от И. Канта П. Ф. Каптерев уверен, что для нравственного совершенствования человека недостаточно осознания нравственного дол­га, нужно научить детей испытывать благожелательные чувствования к людям, прочно соединив их с поступками. Потому мотивами нравствен­ной деятельности русский мыслитель называет жалость, сострадание, великодушие, чувство справедливости, любовь и т. п. «Венцом воспита­ния» ои считает соединение воедино ума, знания и характера человека, его способности выполнять задуманное на деле.

Проблема соотношения свободы и обязательности в воспитании реша­ется П. Ф. Каптеревым в русле кантианского учения - как последователь­ное приучение ребенка пользоваться своей свободой. Для этого необходи­мо определить круг деятельности, в которой ребенок действует самостоя­тельно, и предоставить ему свободу сообразно возрасту, что не исключает необходимого подчинения определенному порядку и правилам.

Учет философских достижений Запада и современной психологии, делает вывод диссертант, а также отход от двух общих основ воспита­ния - православия и народности, которым Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинс­кий придавали первостепенную важность, - сформировали воззрения П. Ф. Каптерева на идеал человека, свободный от религиозной нетерпи­мости и национальной исключительности.

Четвертый параграф «"Философия образования" С. И. Гессена» по­священ анализу концепции нравственно-педагогического совершенство­вания личности выдающегося русского философа-неокантианца.

Отмечается, что С. И. Гессен подходит к проблеме формирования человека с позиции выявления «вечных» и «абсолютных» ценностей обра-

 

33 Каптерев П. Ф. Дидактические очерки // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 381.

зования и культуры и признания личности как высшей цели. Русский мыслитель понимает образование как раскрытие и оформление «внут­реннего человека», духовное созревание личности, формирование им собственного «Я» на основе законов морали.

Ученый полагает, что педагогика, как прикладная наука «не о сущем, а о должном», устанавливает правила или нормы нашей деятельности и базируется на знании законов бытия, определяемых точными науками -психологией, физиологией, философией. В труде «Основы педагогики» он показывает «практическую мощь философии» и доказывает, что «са­мые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизнен­ное значение, что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы»14.

Цели образования, по С. И. Гессену, связаны с целями жизни данного общества и определяются его культурой. В культуре философ выделяет три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию, тесно свя­занные между собой. Образованность выявляет «духовное» содержание культуры и включает науку, искусство, нравственность и религию. Эти ценностные слои изучаются различными отделами философии, каждой философской дисциплине соответствует отдел педагогики в виде приклад­ной ее части: логике - теория научного образования, этике - теория нрав­ственного образования, эстетике - теория художественного образования и т. д. Так, в исследовании С. И. Гессена наметилось движение мысли от философских умозрений к педагогической реальности.

Ученый рассматривает образование как процесс приобщения чело­века (изначально «природного человека») к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом движении, по С. И. Гессену, состоит залог непрерывных достижений личности и бесконечного развития человечества. Каждое новое поколе­ние, усвоив культурное содержание предыдущего поколения, продолжа­ет его и вырабатывает свое собственное содержание культуры. Тем са­мым образование способствует становлению индивидуальной культуры личности и содействует культурному прогрессу всего человечества.

В образовании человека философ учитывает внешние (социальные) и внутренние (психофизические) факторы, но приоритет отдает мотива-ционно-деятельностному началу самой личности. Нравственное образо­вание, по С. И. Гессену, есть развитие в человеке свободы, а значит лич­ности и индивидуальности. Свобода и личность даются не сразу, но рас­тут постепенно, и так же постепенно и последовательно осуществляется

34 Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995. С. 20.

цель нравственного образования в жизни человека. С. И. Гессен диалек­тически решает проблему соотношения свободы и принуждения в воспи­тании, отмечая, что принуждение, как зависимость человека от других, может быть отменено только самой растущей личностью. Свобода вы­ступает как задача воспитания, - это как бы линия поведения, она не столько факт жизни, сколько долг, задание, «закон, который личность сама себе положила» (И. Кант). Последнее утверждение служит для С. И. Гес­сена основанием в определении личности, которая есть «дело рук самого человека, продукт его самовоспитания»^.

Для анализа образовательного процесса русский философ применяет диалектическую триаду социализации и образования личности, в основе которой лежит нравственное созревание растущего индивида - ступени аномии, гетерономии и автономии. Аномия - это ступень дошкольного образования, где ведущими являются законы природы. Гетерономия -ступень воспитания, где осуществляется переход от природы к праву, к периоду общественного принуждения. Автономия - ступень свободного самообразования, предполагающая внутреннюю свободу личности, ког­да фактическая линия поведения сливается с идеальной линией должен­ствования. Но это - идеал, бесконечное задание для самовоспитания.

Человек, по утверждению С. И. Гессена, - цельное существо. Подобно тому как нравственное воспитание есть воспитание всего человека, а не только его воли, так и научное образование представляет собой воспитание человека в целом, а не одной только умственной способности. Вслед за И. Кантом философ разрабатывает и применяет «критическую дидактику».

Таким образом, делает вывод автор, философско-педагогическая кон­цепция С. И. Гессена рассматривает образовательный процесс как про­цесс духовного созревания личности, развитие в человеке задатков нрав­ственности, приобщения его к культурным ценностям. Русский ученый продолжил и развил учение И. Канта о свободе человека и путях ее достижения, конкретизировал общие положения «критической филосо­фии» применительно к образованию личности.

В Заключении формулируется ряд выводов концептуального харак­тера, содержащих элементы новизны и выносимых на защиту.

1. Эволюция воззрений И. Канта от «докритического периода» к «кри­тическому периоду» его творчества представляет собой процесс форми­рования особой разновидности антропологического способа мышления -трансцендентальной антропологии.

2. Кантовские вопросы о человеке задают структуру и содержание его философской антропологии, где исходным пунктом является опре-

35 Гессен С. И. Основы педагогики. С. 73.

деление познавательных способностей человека, а целью - нравственное совершенствование индивида и общества в процессе воспитания и обра­зования и в ходе общественно-исторического развития. Педагогическая антропология и историческая антропология И. Канта являются состав­ными частями его философской антропологии.

3.  Формирование педагогической антропологии Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева происходило под влиянием «крити­цизма». Тем не менее русские мыслители вовсе не сводили человека к рационально понятому трансцендентальному субъекту, а рассматривали его во всей полноте чувственных и разумных устремлений. Нравственное совершенствование личности они связывали с принципом народности и православными ценностями. П. Ф. Каптерев разрабатывал антрополо­гическую концепцию на основе достижений естественных наук, в част­ности психологии.

4.  В «философии образования» С. И. Гессена процесс воспитания и образования рассматривается как духовное созревание личности, раскры­тие в человеке задатков нравственности, приобщение его к культурным ценностям. Русский мыслитель развил учение И. Канта о свободе челове­ка и путях ее достижения, конкретизировал общие положения «крити­ческой философии» применительно к образованию личности.

 

Основные результаты исследования отражены в 14 публикациях ав­тора общим объемом 4,0 п. л.:

1. Педагогическая антропология Иммануила Канта // Вопросы фило-
софии и истории философии: Сб. науч. тр. Екатеринбург; Нижневартовск,

1999. С. 28-35. (0,5 п. л.)

2.  Философия И. Канта как педагогика // Философия и педагогика (Вто­рые Соколовские чтения): Материалы регионал. науч.-практ. конф., Ниж­невартовск, 17-19 мая 1999 г. Нижневартовск, 1999. С. 33-35. (0,1 п. л.)

3.  Идея «вечного мира» Иммануила Канта // Россия XXI века: Ми­ровоззренческие аспекты: Материалы регионал. науч.-теорет. конф. док­торантов, аспирантов и соискателей, Нижневартовск, 27 янв. - 4 февр. 2000 г. Нижневартовск, 2000. С. 54. (0,05 п. л.)

4.  И. Кант о развитии способностей человека // Философия и педаго­гика (Третьи Соколовские чтения): Материалы регионал. науч.-практ. конф., Нижневартовск, 17-19 мая 2000 г. Нижневартовск, 2000. С. 121. (0,05 п. л.)

5. Категорический императив как основа педагогического учения
И. Канта // Вопросы истории философии: Сб. науч. тр. Нижневартовск,

2000. Вып. 1. С. 33-38. (0,35 п. л.) (В соавторстве с Р. А. Бурхановым).


 

6.  Иммануил Кант о субъекте общественно-исторической деятельнос­ти // Вопросы философии, культурологии и истории: Сб. науч. тр. Ниж­невартовск, 2000. С. 10-17. (0,4 п. л.)

7.  Иммануил Кант о чувственности, рассудке и разуме человека // Образование и наука на рубеже веков: Тез. школы-семинара аспирантов и соискателей НГПИ, Нижневартовск, 10-12 апр. 2001 г. Нижневартовск, 2002. С. 6-9. (0,2 п. л.)

8.  Проблема воспитания и образования личности в философско-пе-дагогической концепции С. И. Гессена // Историко-философский ежегод­ник-2001: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. С. 60-70. (0,6 п. л.)

9.  Педагогическая антропология К. Д. Ушинского // Проблемы антро­пологии и антроподицеи в философии: Коллективная монография. Ека­теринбург, 2002. Ч. 1. С. 33-46. (0,8 п. л.)

 

10. Иммануил Кант об обязанностях личности // Человек в фило-софско-правовом измерении (Четвертые Соколовские чтения): Материа­лы регионал. науч.-теорет. конф., Нижневартовск, 5-6 окт. 2001 г. Екате­ринбург, 2002. С. 130-131. (0,05 п. л.)

11. Философская и педагогическая антропология И. Канта // Там же. С. 93-95. (0,1 п. л.)

12. Философская и педагогическая антропология // Современная философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25-27 окт. 2001 г. Екатеринбург, 2001. С. 129-131. (0, 1 п.л.)

13.Антропологическое обоснование воспитания в педагогике П. Ф. Каптерева // Антропоориентированные технологии в образователь­ном процессе школы и вуза: Материалы межвуз. науч.-практ. конф., Ниж­невартовск, 23 нояб. 2001 г. СПб., 2002. С. 29-32. (0,2 п. л.)

14. Концепция воспитания личности в философско-педагогическом учении Н. И. Пирогова // Историко-философский ежегодник-2002: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. С. 59-68. (0,5 п. л.)

 

 

 

 

Подписано в печать 21.11.02 г. Формат 60x84/16. Бумага ВХИ. Усл. печ. л. 1.5. Заказ 55. Тираж 100.

Отпечатано в ИПЦ «Издательство УрГУ». 620083, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.

 


      Спонсоры сайта: Институт глобалистики и коммуникаций, НИИ Европейского развития

 

 
Hosted by uCoz