Открытый информационный портал РБД |
На главную | В открытую библиотеку | ||
|
На правах рукописи
ПУТИЛОВА Елена Александровна
ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Специальность: 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Работа выполнена на кафедре социологии и социального управления ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет».
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Акулич Мария Михайловна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Беляева Людмила Александровна кандидат философских наук, доцент Новосадов Николай Федорович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Защита состоится 23 ноября 2004 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.274.05 при ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г.Тюмень, ул. Ленина, 16, ауд.113.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного университета.
Автореферат разослан:__________________ 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Гербер Л. П. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В начале ХХ1 века происходят существенные трансформации социальной реальности, обусловленные активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий. Актуальность исследования обусловлена: во-первых, необходимостью социологического анализа, разработки методологических подходов к изучению сети Интернет и ее влияния на формирование особенностей взаимодействия между индивидами и социальными группами, на интеграционные и глобализационные тенденции в мировом сообществе, связанные с переходом к информационному обществу; во-вторых, термины «среда сети Интернет», «аудитория Интернет» и «Интернет-сообщества» широко употребляемые в настоящее время, не получили социологической теоретической разработки, что стало одной из причин появления различных вариаций их толкований; в-третьих, реалиям современной России, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в общемировое информационное пространство посредством освоения и развития телекоммуникационных технологий, решения вопросов свободы распространения информации, необходима методологическая и методическая основа изучения последствий и перспектив распространения сети Интернет, во многом предопределяющая место страны в общемировом информационном обществе. Состояние научных исследований и степень разработанности темы. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в той или иной мере исследовались социологами, психологами, философами. Проблема становления информационного общества исследовалась в неразрывной связи с проблемами глобализации, развитием средств массовой коммуникации. Идеи глобализации представлены в работах О.Конта, К.Маркса, Э.Тоффлера, З.Бжезинского, К.Боулдинга, С.Мендловица, Э.Ласло, М.Маклюэна, А.Кларка, Р.Бекка. Среди отечественных авторов следует выделить А.И.Уткина, В.Л.Иноземцева, С.А.Караганова, В.А.Никонова, Ф.Н.Юрлова, А.С.Панарина, В.А.Рубанова, М.Делягина, Л.Г.Ионина, Ф.Н.Данилова, Н.Е.Покровского, Р.Ф.Абдеева, В.А. Ачкасову, А.В. Чугунова и др. В большинстве работ информационное общество провозглашается самой прогрессивной формой общественного устройства. Идея создания идеального общества, данная Т.Кампанеллой, Т.Мором, оказала значительное влияние на формирование концепций информационного общества - «теорию постиндустриального общества» Д.Белла, «технотронную концепцию» З.Бжезинского, «зрелое общество» Д.Габора, «постсовременное общество» Ж.Ф.Лиотара, «новое индустриальное общество» Дж.Гэлбрейта. Теоретиками информационного общества являются также: А. Турен, Д.Тапскотт, И.Масуда, П. Дракер, Д. Мартин, Г.Молитор, А.Тоффлер, А.Кинг, Д.Несбит, М.Маклюэн, Ж.Эллюль, Л.Ларуш, М. Постер и ряд других авторов. Проблемы развития информационного общества в России стали предметом исследований, представленных трудами И.С.Мелюхина, Д.В.Иванова, С.Э.Зуева, В.В.Емелина, П.Г.Арефьева, И.В.Алексеевой, Р.И.Цвылева, К.Е.Кузьмина, Н.А.Иванова, А.Глинчиковой, Е.Л.Вартановой, Д.С.Черешкина, Э.Киселевой, А.Д.Урсул, Л.В.Скворцова, Б. В. Кристального и др. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания в трудах таких авторов, как: Ж.Бодрийяр, Ж.Делеза и Ф.Гваттари, У.Эко, А.Крокер и Д. Кук и др. Среди российских авторов следует выделить работы А.В.Гулыги, Л.К.Зыбайлова, И.П.Ильина, В.А.Кутырева, И.В.Цуриной, В.А.Шапинского и др. Исследования в области средств массовой коммуникации осуществлялись М.Вебером, Г.Лассуэллом, Г.Маркузе, П.Лазарсфельдом, Р.Мертоном, Г.Гербнером, Б.Вестли, М.Маклюэном, Ю.Хабермасом, А.Менегетти и другими. Среди отечественных авторов следует выделить работы А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского, Б.А.Грушина, Б.М.Фирсова, Ю.А.Шерковина, И.Д.Фомичева, Б.М.Березина, М.М.Назарова и др. Исследование сети Интернет рассматривается в работах С.Паринова, И.М.Чернова, А.Е.Войскунского, П.К.Залесского, Г.Л.Смолян, О.Смысловой, И.С.Мелюхина, З.Т.Голенковой, М.М.Акулич, Л.А.Беляевой и др. В целом, исследования, в которых бы детально и комплексно, с социологической точки зрения рассматривалась сеть Интернет, анализировались особенности и компоненты ее среды в отечественной социологии практически отсутствуют. Проблема исследования заключается в определении подхода к пониманию социальной сущности сети Интернет как основы исследования формирующихся Интернет-сообществ в России. Целью диссертационной работы является изучение влияния сети Интернет на формирование информационного общества. Задачи исследования. Учитывая недостаточную степень разработанности рассматриваемой проблемы, достижение заявленной цели сопряжено с решением следующих основных задач:
1) изучение существующих моделей
информационного общества и 2) уточнение понятия «среда сети Интернет», анализ особенностей среды Интернет, определение составляющих ее компонентов; 3) уточнение понятий «аудитория Интернет», «Интернет-сообщество», выявление их основного социологического содержания и раскрытие особенностей опосредованного взаимодействия индивидов и социальных групп посредством сети Интернет; 4) анализ особенностей формирования сети Интернет в г.Тюмени; 5) анализ перспектив развития сети Интернет г.Тюмени. Объект исследования - Интернет в условиях формирующегося информационного общества. Предмет исследования - особенности и влияние Интернет на формирование информационного общества. Гипотезы, верификация (проверка) и фальсификация (опровержение) которых осуществлялось в рамках исследования:
1.
Информационное общество - это новый этап развития человеческой
2.
Формирование Интернет-аудитории и образование Интернет-
3. Среда
сети Интернет имеет многокомпонентную структуру, Теоретическая и методологическая основа исследования. Общую теоретическую основу исследования составляют: теории информационного общества и глобализации, исследования в области средств массовой коммуникации. Методологическим источником исследования послужили работы отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов: О.Конта, К.Маркса, Э.Дюркгейма, Д.Белла, А.Турена, Д.Тапскотта, И.Масуда, П. Дракера, М. Маклюэна, К.Боулдинга, С.Мендловиц, Э.Ласло, Ю. Хаяши, Д. Мартина, Г. Молитора, А. Тоффлера, З.Бжезинского, А.Кинга, Д.Несбита, Л.Ларуш, М.Постера, С.Нора, А.Минка, А.Токвиль, Д.Габора, Ж.Лиотара, Дж.Гэлбрейта, М.Беека, А.Кларка, П.Химанена, М.Кастельса, Ф.Уэбстера, Э.Гидденас, Ю.Хабермаса, А.Бюля, М.Паэтау, А.Крокера, М.Вэйнстейна, В.А.Ядова, П.Сорокина, Э.Киселевой, Е.Вартановой, Р.Ф.Абдеева, В.А.Ачкасовой, А.В.Чугунова, И.С.Мелюхина, Д.В.Иванова, С.Э.Зуева, В.В.Емелина, П.Г.Арефьева, И.В.Алексеевой, Р.И.Цвылева, С.А.Дятлова, Н.М.Ракитянского, К.Е.Кузьминой, Н.А.Иванова, А.Глинчиковой, Д.С.Черешкина, Г.Л.Смолян, С.Э.Зуева, В.Ильина, Н.Лапина, З.Т.Голенковой, П.Штомпка, Г.Ф.Шафранова-Куцева, М.М.Акулич, В.Н.Турченко, М.Г.Ганопольского, Л.А.Беляевой и др. Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования сформировали результаты социологического исследования, проведенного автором в сентябре-ноябре 2003 г. Всего было опрошено 1200 респондентов от 16 лет и старше, состав которых рассчитан на основе целевой выборки. Использовались и другие методы - теоретический анализ, наблюдение, анализ документов, статистический анализ информации, осуществляемые в 2000-2004 гг. Был реализован вторичный анализ данных социологических исследований проводимых в России. Научная новизна диссертационного исследования:
1)
Определена взаимосвязь между развитием сети Интернет и 2) Уточнено понятие «среда сети Интернет» как многокомпонентной структуры и социологическое содержание понятий «аудитория Интернет», «Интернет-сообщество», формирование которых является результатом развития и распространения сети Интернет. 3) Определены основные социальные свойства и возможности сети Интернет.
4) Выявлены
особенности формирования сети Интернет в г.Тюмени. 1) Информационное общество представляет собой новый этап развития человеческой цивилизации, характеризующейся, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами - микропроцессорными технологиями и сетью Интернет. Распространение Интернет-технологий на все сферы жизнедеятельности индивидов и социальных групп становится одним из определяющих факторов социально-экономического развития общества, проявляющееся в формировании аудитории Интернет; развитии Интернет-сообществ; становлении сетевой экономики и развитии электронной коммерции; появлении новых видов девиантного поведения, в форме различных проявлений хакерства. Сеть Интернет является средством многократного увеличения возможности и скорости осуществления коммуникаций, решающих главную проблему информационного общества, заключающуюся в генерации, обработке, передаче постоянного потока и огромного массива информации, которая становится главным общественным ресурсом. В условиях становления информационного общества сеть Интернет выполняет функцию интеграции человечества через вытеснение непосредственного человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, приводящими к изменению повседневного социального взаимодействия индивидов и социальных групп, опосредованное общение которых осуществляется посредством сети Интернет.
2) Среда
Интернет - это совокупность технических, функциональных,
3)
Формирование «аудитории Интернет», «Интернет-сообществ»
4) В Рунет
отсутствуют четко структурированные сообщества, что
5) По результатам проведенного
исследования 350 российских
6) Анализ
результатов проведенного социологического исследования 7) Система Интернет г.Тюмени представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: технологических (количество хостов, инфраструктуру провайдерских организаций и т. п.), ресурсных или информационных (информационную насыщенность сети Интернет), социальных (Интернет-аудиторию и Интернет-сообщества). Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа носит теоретико-прикладной характер. Ее теоретическая значимость заключается в определении социального содержания понятий «среда сети Интернет», «аудитория Интернет», «Интернет-сообщества», определение социальных характеристик сети Интернет, в приращении теоретического знания в области теоретико-социологического исследования сети Интернет. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области современной социологии, оценки роли и места информационных технологий в сегодняшнем мире, при разработке программ и чтении лекций и спецкурсов по вопросам становления информационного общества и Интернет-технологий, а также возможности использования результатов исследования в реальной практике управления обществом. Апробация исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры социологии и социального управления ТюмГУ, результаты исследования были представлены на всероссийских научно-практических конференциях. По теме диссертации были опубликованы пять работ. Материалы и выводы исследования приняты к внедрению при разработке образовательной, маркетинговой, коммуникационной стратегии развития двух коммерческих организаций г.Тюмени. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из четырех параграфов, заключения, списка литературы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы; показывается степень ее научной разработанности; определяются проблема, цель, объект, предмет, гипотезы, задачи исследования; характеризуются теоретические и методологические основы; раскрывается научная новизна и положения, выносимые на защиту; теоретическая и практическая значимость работы. Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования сети Интернет в информационном обществе» посвящена анализу теорий информационного общества и выявлению социологических особенностей сети Интернет. В первом параграфе анализируются существующие теории информационного общества (представленные работами Д.Мартина, Г.Молитора, А.Тоффлера, Д.Белла, З.Бжезинского, А.Кинга, Д.Несбита, П.Абурбена, А.Турена, П.Дракера, М.Маклюэна, М.Кастельса, И.Масуда, Д.Тапскотта, Дж. Гэлбрейта, Ж.Лиотара, Д. Габора, Р.Ф. Абдеева) и определяется влияние сети Интернет на формирование данной модели общественного устройства. Автор отмечает, что процесс развития общества определяется изменением в сфере обработки, передачи и хранения информации, происходящий вследствие возникающих информационных революций: первая обусловлена изобретением письменности; вторая - книгопечатания; третья - изобретением электричества и появлением телеграфа, телефона, радио; четвертая - появлением микропроцессорной технологии, персонального компьютера, компьютерных сетей. Информационное общество необходимо рассматривать как новый этап развития человеческой цивилизации. Данное общественное устройство характеризуется, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами -микропроцессорными технологиями и сетью Интернет, в которой информация и знания приобретают новое качество, становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Сеть Интернет является средством многократного увеличения возможности и скорости осуществления коммуникаций, следовательно, она решает одну из важнейших проблем информационного общества, заключающуюся в генерации, обработке, передаче постоянного потока и огромного массива информации, которая становится главным общественным ресурсом. Во втором параграфе автором рассматриваются особенности среды сети Интернет и анализируются компоненты, ее составляющие. Автор отмечает, что в условиях становления информационного общества наблюдается переход функции интеграции человечества к средствам массовой информации, в частности, к Интернет-технологиям. Радикальное воздействие средств массовой информации на общество и человека отмечались в работах А.Токвиля, Э.Тоффлера, Дж.Мартина, Г.Лассуэлла, Г.Маркузе, П.Лазарсфельда, Р.Мертона, Б.А.Грушина, Б.М.Фирсова, В.А.Ядова, Т.М.Дридзе. П.Сорокин отмечал усложнение социальной жизни, обусловленное научно-техническим развитием общества, вследствие которого в социальных взаимодействиях все большую роль начинают играть «проводники». В роли таких «проводников» взаимодействия выступают: язык, письменность, музыка, орудия труда, средства массовой коммуникации, Интернет. «Проводники» имеют огромное значение для понимания социальной жизни общества, так как их опосредованность в человеческих отношениях порождает новый аспект взаимодействий, новые формы отношений. В настоящее время повышается значимость сети Интернет, как одного из таких «проводников». Происходит замена человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, осуществляющимися посредством служб сети Интернет, изменение повседневного социального взаимодействия индивидов и социальных групп, опосредованное общение которых осуществляется посредством Интернет. Среда Интернет - это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет. Технический уровень включает телекоммуникационную инфраструктуру: серверы, компьютеры, модемы, каналы связи, технологии построения сетей, сетевые устройства и т.д. Данный уровень раскрывает техническую реализацию доступа индивидов и социальных групп в сеть Интернет, составляя материально-техническую базу функционирования сети. Функциональный уровень содержит сетевое программное обеспечение серверов, клиентских станций, протоколы построения сетей, совокупность служб сети Интернет: электронную почту, WWW и т.д., обеспечивая деятельность в Интернет индивидуальных и групповых пользователей. Информационный уровень среды сети Интернет раскрывает ее информационную насыщенность, все сущностное наполнение передаваемой, размещаемой, предлагаемой информации в Интернет. Социальный уровень составляют социальные компоненты: аудитория Интернет, Интернет-сообщества и социальные свойства сети Интернет: интеграционные, коммуникационные. Экономический уровень среды Интернет включает платежные системы, аукционы, торговые площадки, банерные сети и т.д. Юридический уровень среды Интернет раскрывает правовые основы функционирования сети Интернет, нормы сетевого этикета и т.д., регламентируя деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет. Правила поведения аудитории Интернет в сети регулируются сетевым этикетом, который служит для комфортной совместной жизнедеятельности индивидов и социальных групп, но не имеет юридической силы и не содержит системы наказаний за несоблюдение определенных постулатов норм. Коммуникационные преимущества сети Интернет заключаются, в первую очередь, в высокой скорости передачи данных; глобальных характеристиках сети, не имеющих территориальных, государственных границ; «свободе слова»; доступности размещения в Интернет информации; анонимности в Интернет; обширном географическом проникновении сети Интернет, нарастающих темпах роста аудитории Интернет. Особенности и возможности среды сети Интернет определяют ее роль как «Великой среды» реализации общемирового информационного пространства. В третьем параграфе рассматривается вопрос формирования Интернет-аудитории и образования Интернет-сообществ как важнейшего результата развития и распространения сети Интернет. Диссертант отмечает, что формирование и распространение сети Интернет начинает определять развитие и особенности взаимодействия существующих социальных структур, направленность и протекание современных социальных процессов. В процессе развития человеческого общества возникали различные социальные группы и общности. В условиях становления информационного общества в России интенсивно формируется Интернет-аудитория и Интернет-сообщества. Аудитория Интернет - это неоднородная социальная общность, объединенная опосредованным взаимодействием посредством среды сети Интернет. Возросший интерес к исследованию данного социального образования актуален по нескольким причинам: растущее количество пользователей сети Интернет; значительные темпы компьютеризации и виртуализации общественных процессов; рост значимости использования сети Интернет в коммерческой деятельности компаний. Автор определяет Интернет-сообщество как относительно неустойчивую совокупность людей, взаимодействующих посредством системы Интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов, осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. Основными элементами Интернет-сообществ являются следующие: цели создания; состав сообщества; доступность членства в сообществе; структура сообщества; нормы и ценности сообщества; время существования сообщества/этап жизненного цикла. Развитие Интернет-сообщества - это вхождение в его состав новых членов. Состав Интернет-сообщества - это совокупность ников (имен пользователей). Имя необходимо для определения членов сообщества в процессе общения, для построения процесса коммуникации. Ник для членов сообщества заменяет внешность, является лицом, выражением образа, стиля, имиджа личности. Ник характеризуется временем своего существования, активностью в форуме или чате, а также своей ролью в форуме. По этим критериям все ники можно разделить на две основные группы: «новички» и «ветераны», а также выделить «входящих», «выбывающих». К «входящим» относим всех пользователей, впервые посещающих данное Интернет-сообщество под соответствующим ником. «Новички» - это те, кто в течение около 4-5 месяцев с определенной периодичностью принимали участие в жизнедеятельности сообщества, проявляя активность в обсуждении предложенных вопросов. «Ветераны» -это те, кто более 6 месяцев принимают активное участие в коммуникационных процессах сообщества, обсуждая предложенные вопросы и выдвигая на рассмотрение новые, чаще всего данная часть сообщества пользуется уважением, признанием «входящих» и «новичков». Численность Интернет-сообщества может не совпадать с численностью реального сообщества участников коммуникационного процесса в сети Интернет, поскольку под одним ником может скрываться несколько человек или же у одного человека может быть несколько ников. Важным аспектом исследования Интернет-сообщества, является изучение положения индивидуального пользователя в сообществе в качестве члена. Статус, определяющий место индивида в системе отношений внутри Интернет сообщества, непосредственно связан с временем нахождения ника в его составе, активностью в форуме, предоставлением материалов для обсуждения или обмена опытом, эффективностью участия в коммуникационном процессе. Вторая характеристика индивида в Интернет-сообществе - это роль. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности Интернет-сообществом, содержанием совместной деятельности. Ролевую структуру можно рассмотреть на примере Интернет-сообщества «Российский клуб маркетологов» URL: MarketingClub.ru
Рис. 1. Ролевая структура Интернет-сообщества «Российский клуб маркетологов»1. Система контроля в Интернет-сообществе может быть реализована посредствам норм. Например, в медицинском Интернет-сообществе сформировался Кодекс этики врачей Рунет - свод групповых норм. Нормы Интернет-сообщества - это определенные правила, модели, эталоны должного поведения членов, которые в большинстве случаев вырабатываются организаторами сообщества и принимаются его членами, и выполняют регулятивную функцию. Следует отметить, что в сети Интернет существуют Нормы Сетевого Этикета, регламентирующие взаимодействия между представителями Интернет-аудитории. Организованное тематическое общение служит исследовательским инструментом и средством
«Российский клуб маркетологов» - это Интернет-сообщество профессионалов-теоретиков либо практиков маркетинга, обсуждающих актуальные вопросы рекламы, сбыта, брендинга, размещающих на сайте клуба свои теоретико-прикладные разработки. консолидации усилий участников Интернет-сообщества. Именно взаимодействие группы людей, объединенных интересом к определенной тематике в относительно замкнутом субпространстве Интернет-технологий, приводит к формированию новых форм коммуникации в виде самоорганизующихся Интернет-сообществ. Жизненный цикл Интернет-сообщества состоит из трех фаз: начальной, фазы развития и фазы упадка. Начальная фаза становления Интернет-сообщества характеризуется наличием нескольких человек, чаще всего знакомых друг с другом, по предшествующему реальному или виртуальному общению, создающих новый сайт с целью привлечения близких им по убеждениям, профессиональным или духовным интересам людей. Вторая фаза развития Интернет-сообщества наступает, как правило, когда число сообщений оставляемых присоединившимися пользователями начинает доминировать над числом сообщений основателей сообщества. Развитие Интернет-сообществ может приводить к социальным и психологическим изменениям их членов, например, служить для снятия ряда ограничений психологического порядка. Например, Интернет-сообщество глухих пользователей, для которых характерен дефицит словесного общения за пределами Интернет, в виртуальной среде сообщества они не испытывают трудности в осуществлении общения. В настоящее время наблюдается динамика успешного развития региональных Интернет-сообществ, посещаемость которых растет существенно быстрее, чем посещаемость Рунет в целом . Существует множество Интернет-сообществ, которые возникли и поддерживались в Интернет, но в дальнейшем члены которых осуществляли взаимодействие вне сети. Возможен и другой вариант, когда сообщество существует, а Интернет может дать этому сообществу более эффективный способ взаимодействия друг с другом. Примером является сайт Спартака -
Арестова О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет. М., 2003. виртуальное сообщество фанатов Спартака. Вообще, фанатство является источником жизни многих Интернет-сообществ. Например, karting.mania.ru, - это коллектив любителей, фанатов картинга. В Рунет существует множество различных Интернет-сообществ. Сайт «Россия», например, сообщество людей, которые любят ездить в Россию, и этот проект является эффективной рекламной площадкой для авиакомпаний, для туристических фирм, которые организовывают поездки в Россию или по территории РФ. Интернет-сообщество любителей пива «Яндекс Пиво», форум данного сообщества разделен на части: обсуждение пива, юмор, книга жалоб и предложений, а также обсуждение проблем, далеких от пивной тематики. Численность месячной аудитории «Яндекс Пива» составляет около 80 тыс. посетителей, ежедневной - 4 тыс., а недельной около 22 тыс. человек. Среднее время посещения сайта - 18 минут, а количество просматриваемых страниц - 4, 5. Долговременное Интернет-сообщество «Кроватка.Ру» функционирует по всей территории России и зарубежья. Участники данного Интернет-сообщества в среднем проводят в чате два часа в сутки после рабочего дня, начиная с 20-00 до 2 часов ночи. Месячная аудитория Интернет-сообщества «Кроватка.Ру» составляет около 250 тыс. человек, ядро - 150 тыс. Литературное Интернет-сообщество «Рулинет», которое позволяет публиковать материалы, читать и общаться писателям, поэтам, критикам и читателям. Размеры недельной аудитории литературных сообществ составляют читатели - 80 тысяч человек, авторы - около 10 тысяч человек, ядро проекта «Тенёта-Рунет» - 800 человек. В Рунет существуют и гендерные сообщества, например, проект 7я.ру, который является одним из самых известных женских сообществ. Ежемесячная аудитория сообщества составляет 75 тыс. человек, ежедневная - 3,5 тыс., ежедневное количество новых сообщений в конференции - 2,5 тыс. Около 80% аудитории данного сообщества - женщины, средний возраст посетительниц 21-30 лет. Потребители медицинских услуг объединились в Интернет-сообщество Doctor.ru, позволяющее сформировать качественно новые взаимоотношения врачей и пациентов, в рамках которого существует проект Mama.ru. Интернет-сообщество «АнтиАрмия», в котором обсуждаются вопросы поиска возможности не попасть в ряды вооруженных сил России. Студенческое научно-исследовательское Интернет-сообщество по изучению проблемы рака. Интернет-сообщество «Центр открытого доступа в Интернет» работников культуры Тюмени, созданное в центральной городской библиотеке г.Тюмени, работающее в рамках образовательной программы, действующей между Россией и США. Роль Интернет-сообществ в российском обществе растет в связи с тем, что они позволяют: осуществлять поиск вариантов принятия различного рода решений, обозначать проблемы и осуществлять коллективный выбор наилучшего способа их разрешения, рекомендовать, мотивировать, реализовать творческий потенциал пользователей, служить средством образовательного, интеллектуального, правового и нравственного развития, удовлетворять информационные и коммуникационные потребности индивидов и социальных групп. Американский социолог Ольденбург заметил, что пользователи на сайтах местных Интернет-сообществ могут собираться как в баре, кафе или книжном магазине. Интернет-сообщества появились с возникновением сети Интернет, являясь, по сути, результатом развития компьютерных технологий. В четвертом параграфе осуществляется анализ социального значения услуг Интернет посредством изучения совокупности потребностей индивидов и социальных групп, удовлетворяемых посредством служб сети Интернет. Социальная значимость услуг Интернет для индивидов заключается в удовлетворении потребностей в информационной связи с окружающим миром и постоянном притоке информации, для ориентации в современной ситуации и социальной среде, социализации в обществе -усвоении индивидами ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, общении, обмене мнениями, развитии общего кругозора, повышающем интеллектуальный уровень личности в целом, решении повседневных практических проблем, повышении профессионального уровня, организации процесса систематического обучения (посредством системы дистанционного образования); в развлечениях, помогающих эмоционально разрядиться, преодолеть эмоциональную напряженность, получить определенный стимул для последующей активной, повседневной деятельности; в отвлечении, психологической изоляции от окружающей обстановки. Социальная значимость услуг Интернет для социальных групп реализуется посредством удовлетворения следующих потребностей: интеграционной, обеспечивающей объединение индивидов на основе интересов в сообщества; презентационной, способствующей доведению до широких слоев населения и общества интересов и позиций по различным вопросам разнообразных социальных субъектов; организующей, заключающейся в формировании, конструировании различных социальных субъектов в обществе. Основными функциями Интернет в обществе являются: информационная; формирование общественного мнения; социализации; манипулятивная; социокультурная.
Бурно идущий процесс информатизации социального пространства, ускорение процессов передачи и обработки информации, распространение системы Интернет являются предпосылками формирования нового качества отношений личности и социума, становление нового типа культуры. В западной социологии существует представление о том, что «прежняя культура постепенно вытесняется новой - компьютерной культурой» . Скворцов Л. В. в работе о новом типе культуры подчеркивает, что информационную культуру необходимо рассматривать как условие выживания человечества4. В отечественной и зарубежной литературе существует множество близких по значению определений. Все они могут быть разделены на две группы: к первой группе относятся понятия -киберкультура, Интернет-культура, интерфейсная культура, игровая компьютерная культура; ко второй относятся - постмодернистская культура, электронная культура, информационная культура. «Компьютерная культура - это мера формирования и развития сущностных сил человека в процессе овладения компьютерной грамотностью и особой системой ценностей»5. Формирование системы Интернет, распространение программного обеспечения посредством сети Интернет, содержащего механизмы работы с информационными массивами, используемого в различных сферах деятельности: экономической, финансовой, производственной, образовательной, приковывают интерес «электронных преступников», порождая новые формы девиантного поведения в виде различных модификаций хакерства. Вторая глава диссертации «Особенности развития Интернет в г.Тюмени» непосредственно посвящена анализу существующей ситуации и перспектив развития системы Интернет в г.Тюмени, исследуется роль и место Интернет-технологий в современной социальной действительности. В первом параграфе второй главы осуществляется социологический анализ происходящего в г. Тюмени на протяжении последних десяти лет нарастающего развития и распространения сети Интернет, освоения продуктов информационных и телекоммуникационных технологий — расширения компьютерных сетей, электронной почты, рост количества Интернет-ресурсов и повышения численности Интернет-аудитории. Система Интернет г. Тюмени представляет собой совокупность компонентов:
1. Технологических, определяющих количество хостов, инфраструктуру услуг, провайдерских организаций, Интернет-клубов. Автор отмечает, что в отношении технических параметров оценки прослеживаются позитивные тенденции, способствующие становлению и развитию системы Интернет, выражающиеся в значительной насыщенности предложения услуг Интернет г. Тюмени; повышении качества доступа в сеть; снижении стоимости тарифов по подключению; развитой инфраструктуре обслуживающих провайдерских компаний. 2. Ресурсных/информационных, представляющих количество городских web-сайтов в Интернет. По результатам проведенного исследования получены данные, показывающие, что городское информационное пространство с 2000 до 2003 года увеличилось более чем в два раза по показателю количества размещаемых сайтов. При чем, автор отмечает, что провайдерские организации города стремятся стимулировать компании и частных лиц размещать Web-представительства посредством снижения стоимости хостинга и регистрации доменного имени; привлечения посетителей на региональные сайты за счет введения специальных тарифов, обеспечивающих доступ только к тюменским ресурсам, стоимость которого в 10 раз ниже выхода в сеть Интернет. Все эти мероприятия служат развитию региональных ресурсов, интерес к которым среди горожан год от года существенно повышается. Инфраструктура информационного пространства городского Интернет представляет собой совокупность различных тематических сайтов. Представим классификацию городских Web-ресурсов в соответствии с их популярностью (посещаемостью) членами городской аудитории Интернет (представляем в порядке убывания): информационно-новостные; поисковые; коммерческо-корпоративные; провайдерские; коммуникативные; досугово-развлекательные; научно-образовательные; исследовательско-аналитические; административно-правовые; общественных организаций. 3. Социальных - структуры и объема аудитории Интернет, количества и специфики Интернет-сообществ. Ежегодный рост объема городской аудитории Интернет составляет около 30 000 человек. Инфраструктуру Интернет-сообществ городского Интернет можно представить следующим образом (данные август 2004 года): информационно-новостные (например, студенческая газета ТГУ «Универс», Интернет-газета «Вслух.РЦ» и т.п.); коммерческие (например, «Сибирский Аукцион» - Интернет-торги, проводящие индивидуальные аукционы online для предприятий и частных лиц; Барахолка пейджеров и т.п.); коммуникативные (например, Городской чат; Городской форум; Форум Тюменского государственного нефтегазового университета; Форум Тюменского государственного университета и т.п.); досугово-развлекательные (например, Официальный сайт тюменской молодежи КВН, Тюменская служба Интернет-знакомств и т.п.), научно-образовательные (например, Вопросы Интернет-образования; Сайт Тюменского государственного университета; Сайт Тюменского нефтегазового университета; Сайт Тюменского юридического института МВД; Студенческий информационный портал и т.п.); исследовательско-аналитические (например, Общественное мнение тюменцев, Интернет — голосования, где жители Тюмени выражают свои мнения, отношения, убеждения). Несмотря на то, что городское информационное пространство находится в настоящее время в зачаточном состоянии, наблюдается динамика его роста и развития, что является основой повышения скорости формирования и распространения системы Интернет г.Тюмени. Во втором параграфе осуществляется анализ социальных особенностей пользователей сети Интернет города. В сентябре-ноябре 2003 года автором проводилось исследование аудитории Интернет г.Тюмени, в опросе приняло участие 1200 респондентов в возрасте от 16 лет и старше. Результаты проведенного исследования позволяют определить, что происходит увеличение средней продолжительности пребывания пользователей г. Тюмени в Интернет в среднем на 10-12 минут по сравнению с данными 2001 года. Увеличение времени нахождения в сети Интернет объясняется, в основном, расширением спектра вопросов, решаемых посредством сети Интернет. В связи с этим растет степень значимости Интернет как источника получения информации, затем как возможность общения и проведения досуга. Следует отметить рост популярности Интернет как механизма осуществления исследовательской и аналитической деятельности горожан. Тюменская молодежь ощущает Интернет-технологии как пока доступный не всем, но естественный элемент жизнедеятельности, люди возраста 50 лет и старше не относятся к компьютерной сети как к жизненной необходимости, различное отношение к Интернет у молодежи и людей старших возрастов в Тюмени объясняется разницей в возможностях трудоустройства, системе ценностей и социальной адаптации. Обзор основных характеристик пользователей Интернет г.Тюмени и их предпочтений позволяет автору составить приблизительный портрет среднего тюменского пользователя Интернет. Это человек, имеющий уровень дохода (не менее $2000 в год), уровень образования выше среднего, средний возраст 30-31 год, в 2/3 случаев представленный мужским и в 1/3 — женским полом и имеющий опыт работы в Интернет в среднем от 1,5 до 2-х лет. В основе мотивации использования Интернет, прежде всего, лежит потребность в информации и коммуникациях, реализуемая главным образом при помощи служб электронной почты и WWW. В третьем параграфе второй главы рассматривается процесс развития электронной коммерции в г.Тюмени. Интернет образует новую, более совершенную среду, являющуюся основой для реализации основной части социально-экономических процессов. Электронная коммерция в Тюмени, по мнению автора, объединяет широкий спектр бизнес-операций: установление контактов, обмен информацией; продажу товаров и услуг; консультационные услуги - пред- и послепродажное обслуживание клиентов; электронные платежи; продвижение продукции посредством сети Интернет; повышение имиджа компании. Согласно результатам проведенного автором исследования, в г.Тюмени наиболее интенсивно формируется модель ведения электронной коммерции В2С, которая реализуется посредством организации розничной торговли: открытия виртуальных магазинов, проведения Интернет-аукционов. Диссертант отмечает, что городские виртуальные магазины имеют ассортиментную специфику, которая определяется настоящей потребностью аудитории Интернет, направленность которой выражается в предложении компьютерной техники, программного обеспечения и т.п. Прослеживается тенденция создания специализированных виртуальных торговых точек. В г.Тюмени существует ресурс WebMoney, пользователи которого могут воспользоваться услугами по вводу, выводу, обмену электронных валют, с помощью которого горожане могут совершать покупки в электронных магазинах, создавать собственные магазины, реализующие виртуальные продажи, а также производить расчеты между другими участниками системы. Рассматривая городские ресурсы сети Интернет, автор отмечает наличие крупного виртуального «Сибирского аукциона», включающего множество выставляемых лотов: «автотранспорт и запасные части», «бытовая техника», «книги, видео, CD», «одежда, обувь», «недвижимость», «компьютеры», «растения, животные», «сотовые телефоны и аксессуары», и т.п. К основным барьерам на пути развития электронной коммерции в г. Тюмени относятся: слабая распространенность платежных систем, отсутствие законодательства об электронно-цифровой подписи, недостаточно высокая распространенность Интернет в городе, неуверенность потребителей в надежности, безопасности приобретения товаров и услуг посредством сети Интернет. Электронная коммерция г.Тюмени в настоящее время находится только на начальном этапе становления. Однако направление экономического развития города должно определяться объективными факторами развития мировой экономики, в которой электронные формы взаимодействия в условиях формирования информационного общества становятся обязательными элементами для интеграции города в экономику страны и мира. В четвертом параграфе второй главы осуществляется анализ тенденций и описание перспектив развития Интернет г. Тюмени. Автор выделяет основные последствия распространения системы Интернет города: рост потребления услуг сети Интернет жителями города; увеличение количественного и изменение качественного состава тюменской аудитории Интернет; появление новых и развитие существующих городских Интернет-сообществ; развитие потребностей горожан в отношении качества доступа в сеть Интернет; изменение качественных параметров Интернет-услуг и городской сетевой инфраструктуры; изменение потребностей, интересов и ценностей тюменских пользователей Интернет в отношении услуг, предоставляемых посредством служб сети; увеличение доли электронной коммерции в бизнес-процессах тюменских компаний; организация и реализация коммерческих и некоммерческих общегородских виртуальных проектов. В городском виртуальном пространстве стремительно развиваются Интернет-сообщества, рост которых в дальнейшем приобретет значительные темпы. Самым значительным потенциалом роста обладают академические и научно-исследовательские Интернет-сообщества, затем коммерческие, развлекательные и т.д. К 2006-2007 гг. останется лишь около 30 % от существующих в 2004 г. Интернет-клубов. В настоящее время рассматривается возможность создания между компьютерными клубами Тюмени «цифрового колечка», позволяющего моделировать уже не только внутриклубную локальную сеть, но и общегородскую клубную сеть, позволяющую, например, играть не просто по локальной сети внутри одного клуба, а командами между клубами. Перспективность развития бизнеса Интернет-клубов в организации домашних сетей. Формирование данного вида сетей в настоящее время осуществляется посредством подключения домов, а в последствии это будет происходить поквартально и целыми микрорайонами. В Заключении подведены итоги и основные результаты исследования, формулируются выводы, выделяются возможные направления дальнейшего изучения проблемы. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ ДИССЕРТАНТА:
1. Путилова Е. А. Модель преподавателя дистанционного образования в Интернет // Модель специалиста ХХ1 века в контексте модернизации высшего образования. В 2-х частях. Ч.1. Материалы Всероссийской научно- 26 методической конференции. 15-17 сентября 2004 г. Туапсе. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. С.83-88.
2. Путилова
Е.А. Интернет-сообщества в России: возникновение и развитие //
3.
Путилова Е.А. Потребительское поведение - как дисциплина, 4. Путилова Е. А. Роль СМИ в пропаганде толерантности в российском обществе // Вестник ТюмГУ. 2003. С.165-167. 5. Путилова Е. А. О потребителях Интернет-услуг Тюменского региона // Сборник материалов конференции «14-е Уральские социологические чтения». - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. С.84-87. |
Спонсоры сайта: Институт глобалистики
и коммуникаций,
НИИ Европейского развития
|
|
Авторское право на тексты принадлежит их авторам, все тексты предоставлены только для ознакомления. |