Открытый информационный портал РБД
На главную                     |               В открытую библиотеку


Разделы
 



Страна
  Россия
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тюменский государственный университет

 

 

 

 

На правах рукописи

 

 

ЛИТВИНЕНКО Василий Иванович

 

 

 

 

 

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

специальность 22.00.03 - экономическая социология и демография

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень - 2004

Работа выполнена на кафедре социологии и социального управления Тюменского государственного университета

 

 

 

 

Научный руководитель                               доктор философских наук, профессор

Турченко В.Н.


 

Официальные оппоненты:


 

член. корр. РАН

доктор философских наук, профессор Ж.Т. Тощенко

доктор социологических наук, профессор В.А. Давыденко


 

 


 

Ведущая организация


 

Институт философии и права объединенного института филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук


 

 

 

Защита состоится 17 марта 2004 г. в 9-00 часов на заседании диссертацион­ного совета Д 212.274.05 при Тюменском государственном университете по адре­су: 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

 

 

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государст­венного университета.

 

 

 

 

 

Автореферат разослан «______ »__________ 2004 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

Л.П. Гербер

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.

Переход от централизованной социалистической экономики с общенарод­ной государственной собственностью на средства производства к рыночной капи­талистической экономике неизбежно связан с крутой ломкой всех общественных отношений. В частности, возникла новая крупная сфера социально-экономической жизни - малого и среднего бизнеса, в которой трудится около 2/3 занятого населения. Характер складывающихся там трудовых отношений имеет первостепенное значение для устойчивого развития всего российского социума. Не случайно проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса все больше при­влекают внимание экономистов, правоведов и политологов, социальных филосо­фов, социологов, психологов и конфликтологов, государственных, общественных деятелей, широкие круги населения.

В настоящее время имеет место даже известная переоценка их роли в ущерб стратегической значимости крупных предприятий и научно-производственных объединений, способных реализовывать особо важные с точки зрения националь­ных интересов государственные программы производственно-экономического и социально-культурного развития. Тем не менее эта сфера в условиях разрушения прежних хозяйственно-экономических взаимосвязей и производственно-технической базы доказала свою жизнеспособность и стала оказывать существен­ное влияние на все социальные процессы даже вопреки беспрецедентному крими­нальному и налоговому давлению. Малое и среднее предпринимательство позво­ляет решать общественно значимые проблемы - насыщать рынок товарами и ус­лугами, обеспечивать работой десятки миллионов россиян, реализовывать их личностный потенциал, способствовать увеличению государственного бюджета, его возможностей удовлетворять общенациональные потребности. Именно в этом секторе экономики формируется в первую очередь та социальная опора рыночной капиталистической экономики, которую принято именовать «средний класс».

Вместе с тем малый и средний частный бизнес связан с острыми социаль­ными противоречиями. Главной внутренней проблемой этой сферы является не­упорядоченный характер отношений между собственниками и наемными работ­никами, произвол предпринимателей, проявляющийся в вопросах найма и уволь­нения, оплаты труда, продолжительности рабочего дня, техники безопасности, соблюдения отпусков и т.п. Наемные работники часто вынуждены трудиться, не­смотря на серьезные временные заболевания, уступать сексуальным притязаниям хозяев и менеджеров под страхом увольнения. Профсоюзы в большинстве случаев фактически самоустранились от защиты прав трудящихся, как и органы государ­ственного управления. С 1993 г. число дел в судах по вопросам заработной платы возросло за десять лет почти в 70 раз - с 19 тыс. до 1.300 тыс., но чаще всего тру­дящиеся не обращаются в суд, поскольку это связано с непосильными для них тратами денег, времени, нервов. Все это порождает активное сопротивление ра­ботников в самых разных формах, вплоть до самых крайних.

Между тем новые трудовые отношения остаются мало изученным объектом социологических исследований. Очевидна необходимость выявить их типы и ви­ды, тенденции развития; определить пути минимизации экономических и социальных издержек, разработать способы и механизмы взаимовыгодного со­трудничества предпринимателей и наемных работников. Решение этих задач на предприятиях малого и среднего бизнеса приобретает повышенную актуальность. Во-первых, потому, что в современной России весьма значительна и быстро уве­личивается численность занятого в этом секторе экономики населения. Во-вторых, следствием рыночных преобразований в России и государствах СНГ ста­ло существенное снижение уровня жизни населения и усиление дифференциации общества. В-третьих, социально-трудовые отношения на частных предприятиях слабо отлажены, складываются стихийно, с многочисленными нарушениями тру­дового законодательства и поддаются регулированию гораздо труднее, чем в крупных организациях. В-четвертых, собственники средних и малых предпри­ятий, как правило, сами являются управляющими, а потому их взаимоотношения с работниками имеют более тесный и конфликтный характер, чем на крупных предприятиях, где между собственниками и работниками существует многосту­пенчатая структура профессиональных менеджеров.

Социальное партнерство, определяемое как равноправные взаимоотношения между работниками и работодателями, получает все более широкое распростра­нение в развитых странах Запада и Японии. Однако у нас, особенно в сфере мало­го и среднего бизнеса, оно остается скорее в качестве декларации, чем в действи­тельности. И это вопреки тому, что в Трудовым кодексе РФ социальное партнер­ство названо в качестве единственного типа трудовых отношений. В лучших слу­чаях оно в России, как и на всем постсоветском пространстве, находится в фазе становления и еще не стало эффективным социальным институтом. Все это деста­билизирует нашу жизнь, повышает социальную конфликтность и напряженность, сдерживает развитие частного бизнеса.

Степень разработанности проблемы. Тема социально-трудовых отноше­ний широко отражена в работах отечественных и зарубежных исследователей, в которых рассматриваются проблемы развития, основные философские, историче­ские, экономические, социальные и правовые аспекты теории и практики этого социального феномена. Социально-трудовые отношения в период зарождения ча­стной собственности были предметом повышенного интереса классиков буржуаз­ной политэкономии (Дж. Милль, Д. Рикардо, А. Смит), утопического социализма (Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и мелкобуржуазного (П.Ж. Прудон, Ж.С. Сисмонди и др.), классиков коммунистической теории (К. Маркс, Ф. Энгельс), их последователей (К. Каутский, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) и противников (М. Ве-бер, Р. Дарендорф, Г. Зиммель, П. Новиль, Ж. Фридман), а также многих совре­менных экономистов, юристов и социологов (М.В. Баглай, С.Ю. Глазьев, Л. А. Гордон, Н.И. Кереселидзе, А.Г. Поршнев).

В дореволюционной России изучением трудовых отношений занимались М.А. Бакунин, Н. И. Кареев, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Корку-нов, П.А. Кропоткин, Н.К. Михайловский, П.И. Новгородцев, К.А. Пажитнов, А.А. Петражицкий, Г.В. Плеханов, П.А. Столыпин, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие философы, юристы, социологи, экономисты, госу­дарственные и общественные деятели. В 20-е годы XX века трудовые от­ношения на предприятиях разных форм собственности исследовались Н.И. Буха­риным, А.А. Богдановым, А.К. Гастевым, Э.К. Дрезеном, О.А. Ершанским, П.М. Керженцевым, С.Г. Струмилиным и др. Их идеи использованы в диссертации в связи с выяснением особенностей россиян, проявляющихся в их трудовых отно­шениях, а также в построении трудовых организаций в промышленности и сель­ском хозяйстве. Также учитывались результаты работ зарубежных исследователей США (М.Вудвок, Д. Грейсон, П. Дизель, Макгрегор, Э. Мейо, К. Одели, Г. Сай­мон, П. Сайтс, Э. Тейлор, Г. Форд, Ф. Харцбергер, Л. Якокка), Европы (Й. Гал-тунг, В. Зиберт, Л. Ланг, У. Мастенбрук), Японии (А. Морита, Ч. Оучи) и других.

С установлением в СССР безраздельного господства государственной соб­ственности на средства производства проблематика трудовых отношений освеща­лась в научной и учебной литературе с начала 30-х годов только в марксистско-ленинском контексте. В советский период разрабатывались в основном проблемы повышения производительности и улучшения условий труда, совершенствования социалистических общественных отношений (А.Г. Аганбегян, Г.А. Елкин, Т.И. Заславская, А.Г.Здравомыслов, Л.Л.Калачева, Р.В. Рывкина, В.Н. Турченко, В.А. Ядов и др.). Было получено немало важных научных результатов, но практическое применение из них получали только те, которые не противоречили эгоистическим интересам партийно-советской и хозяйственной бюрократии.

В постсоветское время начинается социологический анализ вновь форми­рующихся социально-трудовых отношений. В 90-е годы почти во всех регионах России, как свидетельствуют публикации, проведены разномасштабные эмпири­ческие исследования в сфере трудовых отношений (С.Ю. Алашеев, Н.Д. Аппако-ва, А.Б. Бабаева, Э.Л. Барсукова, С.Ю. Баутин, В.И. Верховин, А.А. Возьмитель, Е.А. Любимова, Т.П. Галкина, , В.И. Герчиков, В.А.Гневенко, Л.А. Гордон, Н.И. Зарубина, Т.И. Заславская А.К. Мишин, А.Л. Темницкий, Е.Я. Таршис, В.В. Вол­ков, Р.В. Рывкина,). Используются материалы исследований, проведенных социо­логами и экономистами Сибири: новосибирскими (С.Ю. Барсукова, , Б.М. Генкин, Т.И. Заславская, и др.), алтайскими (С.И. Григорьев, Л.Г.Гуслякова, А.К. Мишин, , В.В. Нагайцев, Ю.Е. Растов, В.В.Ткаченко), красноярскими (В.Х. Беленький, с.В.Гришаев,В.Г. Немировский), тюменскими (М.М.Акулич, Н.Д. Аппакова, Е.Н. Любимова, С.М. Моор, Ю.М.Беспалова, А.Н.Зайцева, В,В,Зыков, С.Г.Симонов, А. Н.Силин, Г. Ф.Шафранов-Куцев и др.) Результаты исследований на частных предприятиях современной России показывают исключительную сложность про­цессов становления новых типов социально-трудовых отношений, противоречи­вость формирования и развития социального партнерства на частных предприяти­ях; необходимость технологизации процессов институционализации социального партнерства; потребность посредничества государства и институтов гражданского общества между субъектами партнерских отношений.

Вместе с тем остается недостаточно ясным, какие факторы, действующие в сфере бизнеса, негативно влияют на социально-трудовые отношения или оптими­зируют их; насколько они управляемы; кто является субъектом управления ими. Необходимо решить вопросы о: современной типологии социально-трудовых от­ношений на средних и малых частных предприятиях, об их иерархии; кри­териях совершенства трудовых отношений; показателях их экономической и со­циальной эффективности, о теоретических и эмпирических основаниях выделения разных уровней социального партнерства.

В обширном круге источников описаны вопросы реализации посредниче­ских функций государственных и муниципальных органов, профсоюзных органи­заций и объединений работодателей в регулировании социально-трудовых отно­шений в сфере бизнеса. Суть этого посредничества, его рациональные формы рас­крыты в трудах многих юристов и социологов. Однако на малых и средних част­ных предприятиях профсоюзные организации и трехсторонние комиссии обычно просто отсутствуют, между тем сами работодатели и работники все чаще начина­ют приходить к мысли о социальном партнерстве как желательной форме трудо­вых отношений. Система каких организационно-управленческих действий может обеспечивать институционализацию социального партнерства? Какова роль госу­дарства и институтов гражданского общества в решении этой задачи? В чем за­ключается специфика трудовых отношений в сфере среднего и малого бизнеса?

Противоречие между острой социальной необходимостью радикального со­вершенствования трудовых отношений, применительно новым рыночным услови­ям, и отсутствием социально-экономических, политических и правовых механиз­мов его практического разрешения составляет реальную проблему.

Противоречие между необходимостью теоретического обоснования систе­мы мер, способной обеспечивать совершенствование трудовых отношений в сфе­ре частного бизнеса, и отсутствием соответствующих научных разработок состав­ляет научную проблему.

Цель исследования - предложить социально целесообразные пути совер­шенствования трудовых отношений в сфере частного бизнеса на малых и средних предприятиях на основе институциализации социального партнерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  в соответствие с темой диссертации уточнить понятия трудовых отноше­ний и социального партнерства;

-         провести анализ эволюции научных воззрений на проблему трудовых отношений;

-         разработать типологию трудовых отношений на средних и малых част­ных предприятиях, адекватную современной российской реальности;

-         исследовать динамику процессов институционализации современных со­циально-трудовых отношений;

-         изучить различные типы указанных отношений на средних и малых предприятиях, включая определение их социальной эффективности, векторов трансформации, уровней развития;

-         выявить закономерности формирования, функционирования и развития трудовых отношений социального партнерства на частных предприятиях малого и среднего бизнеса;

-         определить целесообразные в социально-экономическом отношении пу­ти и предложить конкретные механизмы совершенствования трудовых отноше­ний в среднем и малом частном бизнесе за счет институциализации соци­ального партнерства.

Объект диссертационного исследования - трудовые отношения, склады­вающиеся на российских средних и малых частных предприятиях.

Предмет исследования - пути и механизмы совершенствования трудовых отношений на частных средних и малых предприятиях на основе институциона-лизации социального партнерства.

Гипотезы, проверка которых осуществлялись в рамках диссертационного исследования:

1.      Преобладающим типом современных социально-трудовых отношений на средних и малых частных предприятиях сегодня является конфронтационный тип, включающий ряд разновидностей.

2.      Социальное партнерство в России на малых и средних частных предпри­ятиях находится в начальной стадии институционализации.

3.      Вектором эволюционных изменений социально-трудовых отношений в сфере частного бизнеса, определяющим перспективу его устойчивого развития, является углубление социального партнерства.

4.      Процессы становления социального партнерства на частных предприяти­ях осложняют стереотипы сознания и поведения работников, сформировавшиеся в процессе российской истории; новизна практики партнерских отношений; рас­пространенность труда нелегальных мигрантов; некомпетентность сторон трудо­вых отношений в разрешении трудовых конфликтов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философ­ские, правовые, экономические и социологические теории трудовых отношений и предпринимательства; теории социально-трудовых отношений, в первую очередь концепции социального партнерства наемных работников и частных работодате­лей; социального конфликта; идеи социологического институционализма; прин­ципы системного, структурного, функционального и диалектического анализа со­циальных явлений и процессов.

Эмпирическая база и методы исследования: Эмпирической базой служат результаты исследований, проведенных в 1999 - 2004 годах в Новосибирской об­ласти автором и в составе исследовательских групп, изучающих проблемы трудо­вых отношений и институционализации социального партнерства в сфере средне­го и малого бизнеса. Вместе с тем, в диссертации используются материалы социо­логических исследований, проводимых в других субъектах Российской Федера­ции, в том числе в Алтайском и Красноярском краях. Полученные результаты сравнивались с данными исследований, проведенных в 1993 - 1998 годах по ана­логичной, разработанной диссертантом программе в Карагандинской области Республики Казахстан, где, несмотря на известные особенности, трансформация трудовых отношений развивается в том же направлении, что и в России.

В качестве методов научного исследования применялись: критический ана­лиз литературных источников, изучение нормативно-правовых актов и статисти­ческих данных, вторичный анализ результатов социологических исследований, контент-анализ коллективных и индивидуальных договоров, стандартизированное интервьюирование работников и работодателей, экспертный опрос, вклю­ченное наблюдение за работой персонала предприятий.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

-  в соответствие с познавательными задачами данного исследования уточ­нены и конкретизированы понятия «трудовые отношения» и «социальное парт­нерство»;

-         разработана типология социально-трудовых отношений на современных частных предприятиях;

-         предложена авторская концепция поэтапного вызревания отношений со­циального партнерства в производственной сфере:

-         разработаны и эмпирически апробированы социологические индикаторы социальной эффективности трудовых отношений на средних и малых частных предприятиях и критерии определения степени их зрелости;

-         вскрыты характерные для российских предприятий среднего и малого бизнеса противоречия между работодателями и наемными работниками;

-         предложены рекомендации по разработке механизмов институциализа-ции социального партнерства на частных малых и средних предприятиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1.                       На российских малых и средних предприятиях преобладает конфрон-тационно-конфликтный тип социально-трудовых отношений между предприни­мателями и наемными работниками, связанный с самыми большими социальными и экономическими издержкам, и в то время как оптимальный тип социального партнерства встречается редко даже на этапе становления.

2.                       Социальное партнерство не исключает конфликты в сфере социально-трудовых отношений, но позволяет разрешать их с минимальными деструктив­ными последствиями на основе консенсуса и конструктивных взаимоприемлемых решений для работодателей и наемных работников, способствуя экономической эффективности производства.

3.                       Предпочтительной тенденцией эволюционного развития социально-трудовых отношений на предприятиях малого и среднего бизнеса, снижающей социальную напряженность, обеспечивающей общественное согласие и способст­вующей устойчивому развитию российского общества, является процесс институ-ционализации социального партнерства.

4.                       Институционализация социального партнерства - процесс, проходя­щий в своем развитии три стадии зрелости:

а)  формализации, связанной с разработкой и принятием коллективного и ин-
дивидуальных трудовых договоров, созданием органов, представляющих ин-
тересы работников и работодателей, внедрением в практику трудовых отно-
шений требований Трудового кодекса РФ;

б)  становления, предполагающей преодоление конфронтационности или па-
тернализма в практике социально-трудовых отношений, приведение их в со-
ответствие с законом, формирование трудовой этики партнерских отноше-
ний, согласование позиций и сближение сторон субъектов трудовых отноше-
ний;

в) зрелости, когда социальное партнерство приобретает статус соци­ального института, то есть становится общепризнанной нормой трудовых от­ношений, обеспечивается эффективный контроль за ходом выполнения вза­имных обязательств, достигается согласование позиций сторон путем взаим­ного обмена мнениями, переговоров, согласований, компромиссов, взаимных уступок, решения трудовых конфликтов в досудебном порядке, и лишь в ис­ключительных случаях путем судебных разбирательств.

5.                       Критерием достигнутой стадии зрелости социального партнерства может служить уровень удовлетворенности сторон качеством социально-трудовых отношений.

6.                       Институционализации социализации партнерства на частных пред­приятиях способствует разработка и создание специфических социальных меха­низмов, специальных социологических технологий по работе с персоналом и со­гласованные действия работодателей, работников, органов власти и профсоюзов, реализующиеся в определенной взаимосвязи и образующих особую технологию социального партнерства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обо­гащает социологическую теорию социально-трудовых отношений, обосновывает их современную типологию, предлагает критерии эффективности социального партнерства, выявляет актуальные проблемы развития трудовых отношений в сфере российского среднего и малого бизнеса.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы: органами государственной и муниципальной власти, проф­союзами и объединениями работодателей при усовершенствовании трудовых от­ношений и создании реальных механизмов и социальных технологий, повышаю­щих эффективность институционализации трудовых отношений социального партнерства; образовательными учреждениями, ведущими подготовку специали­стов менеджмента, экономики, права, государственного и муниципального управ­ления, в качестве учебного курса по трудовому партнерству; хозяевами и ме­неджментом частных предприятий для реализации партнерской модели трудовых отношений с целью повышения экономической эффективности деятельности пер­сонала. Выводы диссертации могут быть использованы при корректировке норма­тивных актов, регулирующих социально-трудовые отношения. Содержание дис­сертации может быть использовано при обучении социологов, психологов, кон­фликтологов, специалистов по работе с персоналом, менеджеров частных фирм, проведении семинаров для профсоюзного актива и предпринимателей. Исследо­вание проведено на предприятиях малого и среднего бизнеса, но полученные ре­зультаты могут с определенными коррективами использоваться для регулирова­ния трудовых отношений и на крупных предприятиях.

Апробация работы проходила по следующим направлениям:

1. Результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Россия и мировая цивилизация: проблемы интегра­ции, демократизации, гуманизации» (Новосибирск, 2004 г.), Всероссийской заоч­ной научно-практической конференции «Проблемы современной глобализации»

(Пенза, 2004 г.), Международной научной конференции «Проблемы со­вершенствования современных социальных отношений в России» (Новосибирск, 2004 г.).

2.      Результаты исследований докладывались на заседаниях Президиума Си­бирского регионального отделения Славянской академии, совета директоров Но­восибирского инструментального завода, президиума Международной академии реальной экономики, действительным членом которой является диссертант.

3.      Материалы исследования и разработанная диссертантом модель меха­низма институционализации социального партнерства использованы дирекцией Новосибирского инструментального завода в качестве компонента программы по­вышения эффективности труда в производственных и коммерческих подразделе­ниях.

4.      Проблематика диссертации освещена в семи публикациях диссертанта -двух препринтах, методическом пособии и 4 научных статьях.

 

Основное содержание работы

Во Введении обоснована теоретическая значимость и практическая актуальность со­циологического анализа состояния и процессов развития трудовых отношений. Сформули­рованы теоретические и методические основы исследования, определены его объект, предмет, цель, гипотезы и методы, оценены научная новизна и практическая значимость сделанных в диссертационном исследовании выводов, сформулированы положения, вы­носимые на защиту.

В Первой главе «Теоретико-методологические основы социологического

исследования трудовых отношений» уточнены в соответствии с темой и спецификой познавательных задач понятия «трудовые отношения» и «социальное партнерство». Показано, что единая теория социально-трудовых отношений в социологии, в экономике и научном ме­неджменте отсутствует. Даже сам термин «трудовые отношения» только начинает утверждать­ся в понятийном аппарате науки. Понятия «производственные отношения» и «трудовые отно­шения» взаимосвязаны, но относятся к разным категориальным рядам. Первый - к категориям общей социологии, с помощью которых познаются на абстрактном, теоретическом уровне ма­гистральные направления общественного развития. Трудовые отношения - категория эмпири­ческой социологии, отражающая процессы взаимодействия участников труда на конкретных предприятиях в четко очерченных пространственно-временных рамках и при определенных об­стоятельствах. В данном исследовании понятие «трудовые отношения» используется в узком смысле - только для обозначения взаимоотношений между предпринимателями и работниками по поводу условий найма и использования рабочей силы. Поэтому фактически речь идет о со­циально-трудовых отношениях, хотя в тексте диссертации для краткости используется и тер­мин «трудовые отношения».

Диссертант исходит из того, что возникновение конфликтов в процессах совместной трудовой деятельности закономерно и неизбежно при любых общественно-экономических формациях. Тем более, когда речь идет о взаимодействии социальных классов и групп с проти­воположными интересами. Вместе с тем конфликт рассматривается как диалектически проти­воречивый феномен, который может иметь не только деструктивные, но и конструктивные по­следствия, побуждающий совершенствовать трудовые отношения на основе компромиссов, со­гласия и поиска более рациональных форм организации труда.

Под социальным партнерством понимается взаимовыгодное сотрудничество субъектов, принадлежащих к разным социальным группам. На современном этапе российской истории оно представляется наиболее рациональным типом трудовых отношений, обеспечиваю­щим заинтересованность предпринимателей и наемных работников в повышении эффективно­сти предприятия и разрешение конфликтов на основе учета интересов обоих сторон, компро­миссов и согласия. Причем предусматривается правовое регулирование этих отношений, а, сле­довательно, активная роль государственных органов в этом процессе. Трудовой кодекс Россий­ской Федерации именно социальное партнерство рассматривает как единственный тип сущест­вующих сегодня трудовых отношений. В диссертации доказывается, что это положение не со­ответствует действительности. Речь можно пока вести о болезненном и крайне противоречивом процессе формирования социального партнерства. ?

Трудовые отношения - это личные, возникающие между работодателем и наемным ра­ботником на добровольной основе отношения в процессе труда и в связи с ним, строящиеся на правовой основе. Система взаимосвязей субъектов трудовых отношений с существующими в обществе нормами морали, научными теориями, с государством и другими социальными ин­ститутами, реально проявляющаяся в повседневной производственно-экономической практике предприятий представлена схемой 1. (Редактору: схему целесообразно поместить в гл.3)

Исследуется эволюция представлений о трудовых отношениях в отечественной и зару­бежной науке. Показано, что идея социального партнерства частных работодателей и наемных работников в истории социологической мысли прошла путь от принципиального отрицания до теоретически обоснованного доказательства возможности, перспективности, закономерности взаимовыгодного партнерства. Это подтверждается широкой практикой в ряде развитых госу­дарств. Сделан вывод: для того, чтобы социальное партнерство в сфере трудовых отношений стало массовым явлением российской жизни, оно должно инстуциализироваться.

 

Во второй главе «Состояние и тенденции трудовых отношений на ма­лых и средних частных предприятиях» характеризуется программа эмпирического анализа трудовых отношений и инструментарий исследования. Отмечается, что, как ни парадоксально, но широко используемые в научной и популярной литературе понятия малых и средних предприятий остаются весьма неопределенными. Показаны разные подходы к решению этого вопроса в странах Европы и в США. Учитывая сложившиеся в отечественной практике представления, будем условно считать «малыми» частные предприятия, где трудятся от 5 до 40 наемных работников. Предприятия с числом от 40 до 200 наемных работников - «средними», и свыше 200 - «крупными» предприятиями. Причем, в силу специфики задач данного исследования объемы основного или оборот­ного капитала, размеры дохода во внимание не принимаются.

На основе критического анализа имеющихся в литературе подходов автор, в со­ответствии с познавательными задачами диссертации, дает новую классификацию тру­довых отношений, существующих в сфере среднего и малого частного бизнеса. В каче­стве основных выделены на основе системы эмпирических показателей три типа трудо­вых отношений: конфронтационный, патерналистский, партнерский. Как показывают исследования, трансформационные процессы в сфере трудовых отношений в современ­ной России характеризуются стихийностью, неопределенностью и повышенной напря­женностью. Они чаще всего связаны с острыми противоречиями и конфликтами между нанимателями и наемными работниками. Так конфронтационный тип отношений между работниками и работодателями в среднем и малом бизнесе занимает первое место по распространенности: к нему можно отнести около 78% предприятий. На втором месте -патерналистский, к которому относится около 22% предприятий. Партнерский тип тру­довых отношений проявляется фрагментарно и в достаточно четко выраженном виде не встречается. Эти данные основаны на результатах интервьюирования работников и ра­ботодателей, экспертного опроса и фокус-групповых дискуссий, включенных наблюдений.

Вместе с тем, даже зрелый уровень социального партнерства не отменяет объек­тивной заинтересованности работодателей купить труд наемных работников дешевле, а последних - продать свой труд как можно дороже, что неизбежно связано с трудовыми конфликтами и порождает потребность в конструировании особых социально-правовых механизмов, способных элиминировать деструктивные и максимально использовать конструктивные возможности конфликтов. Социальное партнерство и есть, с одной сто­роны, такой механизм, с другой - тип трудовых отношений, основанных на работе этого механизма, с третьей - наиболее разумная модель взаимодействий наемных работников с работодателем в условиях рыночной экономики.

Из опрошенных работников предприятий с отношениями «патерналистского» ти­па, удовлетворены трудовыми отношениями с работодателем около 85%. На предпри­ятиях имеющих отношения конфронтационного типа этот показатель составляет 35%. Конфронтационная модель социально-трудовых отношений не удовлетворяет большин­ство работников и сохраняется в силу невмешательства государства в сферу труда. Ин-ституционализация и широкое распространение социального партнерства в сфере част­ного бизнеса возможны при осуществлении субъектами трудовых отношений политиче­ских, экономических, социальных и юридических мер, осуществляемых системно и комплексно и при активной поддержке органов государственной власти. Использование теории конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер, Ю.Растов), а также социологии согласия (М.Акулич) несомненно может способствать переводу отношений конфронтационного типа в позитивное русло.

 

В третьей главе «Социологические основания социального партнерства в трудовых отношениях» исследуются разновидности господствующего типа соци­ально-трудовых отношений и рассматриваются социальный механизм и технологии его трансформации в отношения социального партнерства. В конфронтационных отноше­ниях на основе системы эмпирических индикаторов выделены разновидности. Первой (конфронтационно-конфликтной) свойственна тенденция усиления взаимной конфрон-тационности, нарастание деструктивных процессов. Второй (конфронтационно-патерналистской) - снижение конфронтационности в силу покровительственно-семейного стиля отношения работодателя к работникам. Третьей (конфронтационно-партнерской) - проявление признаков партнерских трудовых отношений. Первый вид обнаружился на большинстве (50%) обследованных предприятий с конфронтационным типом трудовых отношений, второй - на каждом четвертом (28%), а третий - на каждом пятом (22%). Это свидетельствует, с одной стороны, о начальной стадии процесса ин-ституционализации партнерства и необходимости его ускорения путем разработки и реализации специальных мер, нацеленных на минимизацию негативных факторов, ме­шающих развитию партнерства, и оптимизацию механизмов и технологий трудовых отношений, с другой.

Конфронтационный потенциал персонала частных предприятий достаточно вы­сок. В ходе интервьюирования работников зафиксировано 287 случаев восприятия ра­ботниками статуса наемного работника как оскорбительного, равноценного положению холуя, слуги. Более 50% работодателей имеют установку на силовые методы управле­ния своим персоналом, стремятся обеспечивать высокую прибыль любой ценой. Вместе с тем, наличие зачатков партнерских отношений признали на своих предприятиях 23 предпринимателя из 97 опрошенных. При этом 20 из них являются владельцами предприятий с патерналистским типом трудовых отношений.

Профсоюзные организации есть только на 16 предприятиях данной группы, а на других они вообще отсутствуют. При этом 89 собственников предприятий единодушны во мнении об их ненужности и даже вредности. Только на 12% обследованных предпри­ятиях есть коллективные договоры и перечни работников с ненормированным рабочим днем. Индивидуальные трудовые договоры заключаются, как правило, на короткий срок. Их содержание характеризует расплывчатость формулировок, отсутствие долж­ных гарантий работнику и низкий уровень оплаты труда. (На основном массиве обсле­дованных предприятий практикуется оплата в «конвертах»).

Удельный вес разновидностей конфронтационных социально-трудовых отноше­ний в сфере среднего и малого бизнеса Новосибирской области весьма велик. По итогам проведения фокус-групповых дискуссий 48,2% обследованных малых и средних част­ных предприятий отнесены к конфронтационно-конфликтной разновидности социально-трудовых отношений, к конфронтацинно-патерналистской - 28,3%, к конфронтацион-но-партнерской - 23,5%, (для сравнения в Карагандинской области Казахстана 51,3; 28,6 и 20,1%, соответственно).

Отношения социального партнерства на разных ступенях становления фрагмен­тарно встречаются почти на 60% предприятий. Это говорит о возможной их перспек­тивности. Необходимыми условиями институционализации и распространения такого типа трудовых отношений являются: создание органов, механизмов и технологий парт­нерства; конституционализация трудовой этики социального партнерства; актуализации потребности сторон трудовых отношений в его развитии. В качестве методологии изме­рения эффективности социально-партнерских отношений предлагается технология мо­дульного анализа эффективности социальных систем. В диссертации предлагается опи­рающийся на существующие компоненты и структуры в сфере современных трудовых отношений, наполненные новым содержанием механизм социального партнерства, по­зволяющий в сжатые сроки институционализировать социально-партнерский тип отно­шений (см. Схему 1).


 

PAGE14


 

 

Предложенный социальный механизм рассматривается автором как: взаимодействие элементов структуры отраженных на схеме 1; взаимосвязи социальных институтов, учреждений, организаций, призванных обеспечить это взаимодействие (го­сударство, гражданское общество, СМИ, церковь и др.). Социальный механизм развития социального партнерства представляет собой совокупность средств, приемов и техноло­гий реализации социальной цели - перевода трудовых отношений в русло социального партнерства. Предлагаемая модель учитывает реалии произошедших в России перемен, ментальность россиян и характер регулируемых отношений. С учетом современного со­стояния трудовых отношений создание механизма социального партнерства и реализа­ция его технологий на первом этапе целесообразна в рамках обязательных процедур, за­крепленных в нормативно-правовых документах.

 

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, сформулированы ос­новные выводы исследования и предложены направления создания условий и меха­низмов институционализации социального партнерства в трудовых отношениях. В ны­нешних российских условиях, как никогда, необходимы глубокие социологиче­ские исследования процессов в области трудовых отношений. Результатом их должна быть разработка и реализация комплексных федеральных и региональных программ по совершенствованию социально-трудовых отношений вообще и в особенности на предприятиях малого и среднего бизнеса. Конструирование меха­низмов и разработка социальных технологий профилактики, минимизации дест­руктивных последствий трудовых конфликтов, институциализации и распростра­нения социального партнерства - важнейшие задачи современной фундаменталь­ной и инженерно-прикладной социологической науки.

 

Основные положения диссертационного исследования отражены в следую­щих публикациях:

1.    Литвиненко В.И. Россия и Европа: возможность диалога // Россия и мировая цивилизация: проблемы интеграции, демократизации, гуманизации: Сборник научных статей. Новосибирск: изд-во ООО «Архивариус-Н», 2004. - с. 31-34

2.    Литвиненко В.И. Становление механизмов социального партнерства как усло­вие перехода российской экономики к устойчивому развитию // Россия и мировая циви­лизация: проблемы интеграции, демократизации, гуманизации: Сборник научных ста­тей. Новосибирск: изд-во ООО «Архивариус-Н», 2004. - с. 144-149.

3.    Общие и специфические механизмы оптимизации трудовых отношений и ин-ституционализации социального партнерства // Реформирование системы управления на современном этапе. Материалы международной научно-практической конференции. Пенза: изд-во МНИЦ, 2004. - с. 112-120.

4.    Проблемы социально-экономического развития в контексте трансфор­мации конфронтационных социально-трудовых отношений // Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания. Материалы международ­ной научно-практической конференции. Пенза: изд-во МНИЦ, 2004. - с. 208-226.

5.    Современное состояние и тенденции развития социально-трудовых отношений на средних и малых частных предприятиях: опыт социологического анализа: препринт 41. Новосибирск: международная кафедра ЮНЕСКО НГУ и СО РАН, 2002. - 64 с.

6.    Социальное в системе социализации: адаптация молодежи к современной рос­сийской действительности // Особенности постсоветских трансформационных процес­сов: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Р.Г. Яновского. Пенза, 2004. - с. 251-254.

7.    Социально-трудовые отношения на средних и малых российских предприятиях // Россия сегодня: проблемы и особенности социально-экономического развития. Мате­риалы научно-практической конференции 29-30.04.2004. РГТЭУ, Новосибирск, изд-во ООО «Архивариус-Н», 2004. - с. 5-12.

8.    Трудовые отношения как проблема прошлого и настоящего в обеспечении со­циального согласия // Россия сегодня: проблемы и особенности социально-экономического развития. Материалы научно-практической конференции 29-30.04.2004. РГТЭУ, Новосибирск, изд-во ООО «Архивариус-Н», 2004. - с. 12-20.

 


      Спонсоры сайта: Институт глобалистики и коммуникаций, НИИ Европейского развития

 

 
Hosted by uCoz