Открытый информационный портал РБД
На главную                     |               В открытую библиотеку


Разделы
 



Страна
  Россия
 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОТЕЛЬНИКОВА НАТАЛЬЯ ВАДИМОВНА

 

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

 

 

 

 

Специальность 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь - 2003

Работа выполнена в Кубанском государственном университете

 

 

Научный руководитель -   кандидат философских наук, доцент

Петров Анатолий Викторович

 

 

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Сергодеева Елена Александровна

 

кандидат социологических наук, доцент Хагуров Темыр Айтечевич

 

 

Ведущая организация -     Адыгейский государственный университет

 

 

 

 

 

 

Защита состоится 23 декабря в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.256.02. в Ставропольском государственном университете по адре­су: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, корп. 1-а, ауд. 416.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставрополь­ского государственного университета.

 

 

 

 

Автореферат разослан 22 ноября 2003 года.


 

Ученый секретарь диссертационного совета


 

 

Г.Д. Гриценко


 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в данной рабо­те проблема не случайно стала предметом социологического изучения. Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения цело­го ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.

Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве вид­ны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В подобной ситуации молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следу­ют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.

Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, та­ких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.

Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокуль­турной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным пред­ставляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в про­странстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.

Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые также требуют сво­его научного осмысления.

Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практиче­скими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере во многом обусловлены неорганизованностью досуга, низким уровнем его культуры и культуры самой молодежи.

Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга российской мо­лодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекват­ных современному этапу развития общества методов работы с молоде­жью, что также обусловливает актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблематика, рассматривае­мая в настоящей работе, имеет свою историю изучения. В зарубежной и отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент ис­следований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.

В последнее время внимание ученых к досугу возросло. Это подтвер­ждается увеличением количества монографий и научных статей, посвя­щенных рассмотрению данной проблемы. В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).

Отечественная социологическая наука значительно продвинулась и в области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики - социализация, трудовая активность, жизненные планы, выбор профессии, воспитания - нашли довольно обстоятельное освещение в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли И.С. Кон, И.М. Ильинский, Ю.Г. Волков, Г.П. Орлов, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, А.И.Вишняк, Л.Я. Рубина, А.Б. Мискевич, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, Н.Б. Кофы-рин, В. Т. Лисовский и многие другие.

В связи с происходящими в нашей стране с середины 80-х гг. переме­нами, возникновением новых явлений и проблем, усилился интерес к не­формальным молодежным объединениям (В.Ф. Левичева, Ф.Э. Шереги, А.С. Запесоцкий, А.П. Файн, В.Н. Шкурин); молодежной субкультуре (Е.Л. Омельченко, Д.В. Петров, С.А. Сергеев); наркомании и проституции в молодежной среде (А.А. Габиани, Б.М. Левин); проблемам занятости молодежи (Н.Н. Федотова, Б.А. Деготь, М.А. Гуревич), ценностным ори-ентациям (Ю.Г. Волков, Н.И. Лапин, В.И. Чупров, В.А. Шаповалов, Н. П. Медведев). В последние годы стали изучаться проблемы потреби­тельского поведения молодежи (С. А. Стивенсон), молодежного экстре­мизма (А. А. Козлов, Т.Э. Петрова), влияния виртуального пространства на сознание молодежи (Б.С. Сивиринов, Е.В. Якушина).

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвя­щенных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-бова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).

Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением об­щества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработан­ными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно вос­создает объективную новизну указанного процесса и требует его социоло­гического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня изучения проблем досуга молодежи.

Объект исследования - молодежь современной России.

Предметом исследования являются тенденции трансформаций досу­га молодежи в современных социокультурных условиях, их объективные и субъективные факторы.

Цель исследования - на основе анализа изменений в структуре и со­держании молодежного досуга выявить его инновационные тенденции, определить основные факторы, оказывающие воздействие на происходя­щие изменения.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.    Установить роль и место сферы досуга для современной российской молодежи.

2.    Раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, ока­зывающих влияние на трансформацию молодежной досуговой деятельно­сти.

3.    Определить характер и суть изменений видов молодежной деятель­ности на досуге.

4.    Разработать понятие «досуговая стратегия», выявить стратегии до­суга молодежи и построить их типологию.

5.    Обосновать необходимые принципы и методы эффективного регу­лирования свободного времени и досуга современной российской моло­дежи.

Методологическая основа диссертации представлена совокупно­стью приемов и подходов, посредством которых были исследованы пробле­мы досуга молодежи.

Рассмотрение досуговой сферы жизнедеятельности как составного элемента, зависимого от свойств целого - системы более высокого уровня, - базировалось на применении системного анализа.

Привлечение процедур структурно-функционального анализа способствова­ло изучению разновидностей досуговой деятельности, свойственных российской молодежи, а также особенностей реализации ими социальных функций досуга.

Применение исторического подхода раскрыло причинную обусловленность изменений вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических услови­ях.

Основания деятельностного подхода обеспечили рассмотрение объек­та изучения через осуществление им тех или иных видов деятельности по­средством определения иерархии целей и способов их достижения.

Интерпретация эмпирических данных базировалась на комплексном применении методов анализа.

При интерпретации данных фокус-групп использовались стратегия параллельного анализа, методы анализа ролевого контекста и идеальных представлений.

Анализ данных, содержащихся в документах и СМИ, осуществлялся с помощью методов классификации (их номинации), кластеризации и ана­литической индукции.

Данные количественных исследований интерпретировались методами простой группировки, перекрестной классификации и теоретической ти-пологизации. Поиск взаимосвязей осуществлялся методами корреляцион­ного и факторного анализа; применялся метод семантического контент-анализа.

Эмпирической базой исследования являются данные, полученные в ходе социологических исследований, проведенных автором с использова­нием методов полуформализованного интервью - изучение ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга (опрос студентов КубГУ и гуманитар­но-технологического колледжа (ГТК) г. Краснодара в декабре 2002 г.; об­щий объем выборки 192 человека); фокус-групп - исследование молодеж­ных досуговых стратегий (в январе 2003 г. проведено 4 фокусированных интервью со студентами КубГУ и ГТК, представителями старшей возрас­тной группы и безработной молодежью г. Краснодара; общий объем вы­борки 46 человек); анализа рекламных роликов - изучение пропагандируе­мых телевидением посредством рекламы потребностей и ожиданий молодежи (анализ рекламы пива на 1-ом канале и РТР в январе 2003г.); контент-анализа молодежных периодических изданий - оценка общей содержатель­ной направленности (журнала «Ровесник» и газеты «Я-молодой» за 2002 г.); экспертного опроса - исследование религиозности в молодежной среде, проблем регулирования свободного времени и досуга (опрос специали­стов комитета по делам молодежи Краснодарского края; краевых департа­ментов культуры, образования и науки); анализа документов - исследова­ние направлений работы в сфере досуга молодежи учреждений и организаций Краснодарского края (краевых департаментов культуры, образования и науки и комитета по делам молодежи Краснодарского края); вторичного анализа данных исследований в аспектах указанной проблемы. Наиболее важные из них:

- Всероссийское исследование ценностных ориентаций молодежи «Молодежь России: три жизненные ситуации» («Молодежь-97»), прове­денного в марте 1997 г. Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством С.В. Туманова;

-      социологическое исследование «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?», проведенное в 1997 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем под руководством М.К. Горшкова в 12 регионах РФ;

-      социологическое исследование «Наши ценности сегодня», репрезен­тативное для России, проведенное по сопоставимым методикам в 1990, 1994 и 1998 гг. под руководством Н.И. Лапина;

-      исследование «Социальное развитие молодежи», осуществленное в 1990, 1994 и 1997 гг. в 12 регионах России Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством В. И. Чупрова;

-      исследования молодежи России, проведенные в 1996 (в 14-ти горо­дах) и 1997 гг. (в 18-ти городах) под руководством В.Т. Лисовского;

-      социологические исследования российской молодежи на базе массо­вых репрезентативных опросов в различных регионах страны: динамики морального сознания молодежи Урала, проведенные под руководством С.П. Парамоновой в период с 1980 по 1996 гг.; социокультурных связей социально дезориентированной молодежи Поволжского региона, г. Моск­вы и Московской области, осуществленные под руководством А.Л. Мар­шака в 1987, 1995 и 1997 гг.

Особенность методики исследования состоит в комбинировании массовых опросов с изучением единичных случаев.

В ходе диссертационного исследования использовалась статистика МВД РФ, Госкомитета РФ по делам молодежи Правительства РФ, Гос­комстата России, Краснодаркрайкомстата.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-      обоснована возрастающая роль досуга в современных условиях в качестве фактора социализации молодежи в связи с кризисом и трансфор­мацией ряда социальных институтов (семьи, образования);

-      введено в научный оборот понятие «досуговая стратегия», под ко­торым понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере до­суга или через него - способы реализации целей, в которых молодой чело­век видит результат своего досугового времяпрепровождения; выявлен ряд стратегий досуга молодежи и разработана их оригинальная типология;

-      раскрыто содержание факторов, обусловливающих трансформации сферы досуга молодежи: объективные - особенности всей социокультур­ной ситуации, сложившейся в сфере досуга современной молодежи; субъ­ективные - содержание молодежных досуговых стратегий;

-      определена суть изменений видов молодежной досуговой деятель­ности, заключающаяся не только в смене избирательности в отношении досуговых форм и появлении новых, но и в наполнении новым содержа­нием существовавших ранее видов досуга;

-      выявлен характер трансформаций досуговой деятельности молоде­жи, проявляющийся в смене целей развития на цели развлечения, домини­ровании потребительства над творчеством.

-      описана новая, компенсаторная, функция досуга для российской мо­лодежи, содержание которой составляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизне­деятельности;

-      обоснованы необходимые принципы и методы эффективного регу­лирования свободного времени и досуга современной молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.    В современных условиях в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих ос­новную роль в социализации молодого поколения, функция социализации актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяет говорить возрастаю­щая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения) в процессе социализации молодого поколения. В настоящее время наблюдается возрастающая роль досуга в качестве фактора и сферы социализации молодежи.

2.    Суть изменений видов молодежной досуговой деятельности заклю­чается прежде всего в том, что происходит не только смена избирательно­сти в отношении разнообразных досуговых видов и формирование не имевших ранее места в практике видов молодежной досуговой деятельно­сти (Интернет), но и наполнение новым содержанием существовавших ра­нее видов (чтение, просмотр телепередач, посещение дискотек).

3.    Процесс трансформации досуговой деятельности современной рос­сийской молодежи, несмотря на имеющиеся положительные тенденции (рост возможностей самореализации, свобода выбора и многообразие до-суговых форм), в целом характеризуется потерей приоритетов творчества и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое вре­мяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и по­требительство.

4.    Происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обуслов­ливаются не только объективным фактором - изменением общей социо­культурной ситуации. Они детерминированы и таким субъективным фак­тором, как формирование новых досуговых стратегий молодежи. Под «до-суговой стратегией» понимаются способы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через его посредство, то есть реализации целей, в кото­рых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепрово­ждения. Формирование в современных условиях новых молодежных досу-говых стратегий, то есть изменение в большинстве своем целей досуговой деятельности и используемых средств их достижения приводит к форми­рованию и распространению новых досуговых видов, падению популяр­ности некоторых из существовавших ранее видов или наполнению их но­вым содержанием.

5.      Выявленные молодежные досуговые стратегии («полезность», «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой», «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее», «отдохнуть», «хоть чем-то занять досуг», «уход», «эпатаж», «побег от одиночества», «престижность») и их типы (собствен­но активный и активно-достижительный; собственно пассивный и пассив­но-продвигающий типы) свидетельствуют о росте значимости досуга для молодежи, что определяет разнообразие тех целей, которые она стремится реализовать в его пространстве. В связи с этим для некоторой части моло­дежи, еще не достигшей желаемого, социально значимого статуса, досуг выполняет компенсаторную функцию. Содержание этой функции состав­ляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом про­странстве взамен других сфер жизнедеятельности.

6.      В настоящее время регулирование свободного времени и досуга молодежи должно базироваться на принципах толерантности, интереса и свободы. Толерантность предполагает понимание и принятие субъектами, осуществляющими регулирование свободного времени молодежи, ее ин­тересов и потребностей; свобода - создание в пространстве досуга усло­вий для самоорганизации молодежи, содействие формированию в сфере досуга ее активной позиции; интерес - учет реальных потребностей моло­дежи в организации и проведении досуга. В качестве основных методов должны выступить контроль (с целью обеспечения условий досуговой деятельности, отвечающих потребностям самой молодежи и содействую­щих формированию более высокого уровня культуры ее досуга) и пере­ориентирование (перенос активности молодежи из досуга в другие сферы жизнедеятельности).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключа­ется в том, что содержащиеся в нем результаты могут быть использованы в ходе дальнейшего анализа трансформаций в сфере досуга современной российской молодежи и служить теоретической и эмпирической базой для проведения различных исследований по молодежной проблематике.

Результаты исследования имеют адресный характер: они могут найти применение в учебно-педагогической, научно-методической деятельности, использоваться различными государственными органами и общественны­ми организациями при планировании и совершенствовании работы с мо­лодежью, при разработке целевых программ ее духовного развития, досу-говых мероприятий учреждениями, работающими с молодежью.

На основе диссертации может быть разработан спецкурс для студен­тов социологических специальностей, социальных работников, социаль­ных педагогов, специалистов по работе с молодежью.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за­щите на кафедре новейшей отечественной истории и социологии Кубан­ского государственного университета.

Основные идеи, положения и выводы работы были представлены на Всероссийской научной конференции «Рыночная экономика и образова­ние» (Анапа, 1999); региональной научно-практической конференции «Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в ре­формируемом обществе» (Краснодар, 2000); Всероссийской научной кон­ференции «Современная семья: проблемы и перспективы развития» (Тверь, 2001); специализированных курсах по социологии Центра социо­логического образования ИС РАН «Молодежная культура и субкультура» (Москва, 2001); Международной научной конференции «Социальные ва­рианты языка-II» (Нижний Новгород, 2003); Всероссийской научной кон­ференции «Возрождение России: общество - управление - образование -молодежь - культура» (Екатеринбург, 2003). Материалы исследования включены в спецкурс «Социология молодежи» для студентов факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государст­венного университета.

Основные положения и результаты исследования отражены в пяти на­учных публикациях автора общим объемом 1,35 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, библиографического спи­ска и приложений. Общий объем работы 163 страницы. Список литерату­ры включает 359 наименований, в том числе 5 на иностранных языках.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении раскрывается актуальность и обосновывается выбор те­мы диссертационного исследования, анализируется степень научной раз­работанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, оп­ределяются теоретико-методологические основы диссертации и ее эмпи­рическая база, излагаются элементы новизны и положения, выносимые на защиту, освещаются теоретическая и практическая значимость исследова­ния, ее апробация.

В первой главе «Досуг как предмет социологического анализа» в

историко-социологическом аспекте рассмотрены сущность и функции до­суга и его роль в социализации современной российской молодежи.

В первом параграфе «Основное содержание и функции досуга: ис-торико-социологический аспект» аналитический обзор основных подхо­дов к понятиям свободного времени и досуга отечественных и зарубеж­ных исследователей.

Автор отмечает, что интерес к пространству свободного времени про­являли уже мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шо­пенгауэра, Р. Декарта свободное время и досуг рассматриваются в связи со свободой, социальным положением, саморазвитием. В русском языке сло­во «досуг» употреблялось уже в XV в.

Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возник­новение интереса к досугу как пространству времени, современное поня­тие досуга сформировалось в период индустриального развития общества. Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными.

В связи с этим история изучения сущности, структуры, закономерно­стей функционирования и развития досуговой сферы деятельности ведется от работ К. Маркса и Т. Веблена, в которых отражена многолетняя работа по формированию понятийного аппарата, позволяющего описать досуго-вое пространство в логически строгих терминах.

В силу ряда обстоятельств понятия «свободного времени» и «досуга» исследователи трактуют по-разному. Так, например, английский социолог Н. Андерсон свободное время определяет путем исключения из внерабо­чего времени на сон, еду и гигиену, при этом домашний труд он рассмат­ривает как часть свободного времени. Однако вряд ли возможно относить домашний труд к отдыху лишь на том основании, что он не входит в «ра­бочее время».

В последние десятилетия широкое признание получает идущая еще от К. Маркса идея свободного времени как времени, свободного от «естест­венной необходимости или социальной обязанности». В западной социо­логии этот рациональный подход к трактовке во многом связан с именем Ж. Дюмазедье, а в отечественной социологии - с именами С.Г. Струмили-на и Б. Л. Грушина.

Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г.Клут термины «свободное время» и «досуг» совмещает, свободное время рассматривает


 

 

в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается отечест­венный исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время».

Отечественный исследователь В.Д. Патрушев свободное время харак­теризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию лично­сти.

Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее точное и полное определение этих понятий.

Диссертант разделяет точку зрения разграничения понятий свободно­го времени и досуга и исходит из следующих определений. Свободное время - часть временного бюджета личности, которая освобождена от не­преложных временных затрат, т. е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необ­ходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.). Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функ­цию восстановления физических и психических сил человека; деятель­ность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенство­вания или достижения иных целей по собственному выбору, а не по при­чине материальной необходимости.

Особое внимание уделяется рассмотрению структуры досуга, вклю­чающей определенные виды, которых, по данным социологов, насчиты­вают несколько сотен, и формы (типы), отличающиеся по своему содер­жанию (типичному набору досуговых занятий) и объему (продолжитель­ности).

В зависимости от того, какие виды деятельности исследователи отно­сят к досугу, а какие к свободному времени, они определяют различные функции досуга. Г.И. Минц считает, что творческие занятия относятся к свободному времени, а не к досугу. Схожей точки зрения придерживается Л. И. Михайлова, которая к досугу относит только занятия, связанные с отдыхом, развлечением, потреблением культурных занятий.

Диссертант отмечает, что, хотя досуг часто сводят к отдыху, на самом деле многое зависит от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Такая позиция дает основание говорить о самых разно­образных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и самореализации. В связи с этим автор разделяет точку зрения А. И. Кравченко, рассматривающего досуг как составную часть категории «свободное время» и отмечающег1о2, что досуг - деятельность ради мя» и отмечающего, что досуг - деятельность ради собственного удоволь­ствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору.

Анализ исследований пространства свободного времени и досуга по­зволил описать совокупность факторов, обусловливающих объем, струк­туру и содержание досуга. Подобные факторы подразделяют на общие (состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи и т.д.) и специфические (природно-климатические ус­ловия, тип поселения и т.д.), а также объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные).

Рассмотрение функций досуга, его содержания, структуры и факто­ров, их обусловливающих, позволило диссертанту сформировать модель анализа изменений в сфере молодежного досуга. Она включает признаки, индикаторы, критерии оценки всех происходящих трансформаций -структурных, содержательных и функциональных новаций досуга моло­дежи.

Во втором параграфе «Досуг как фактор и сфера социализации молодежи» показана роль досуга в социализации современной российской молодежи.

Анализ работ, посвященных вопросам социализации в современном российском обществе, свидетельствует об изменении характера этого про­цесса и позволяет рассматривать пространство социализации в качестве проблемного «поля». Это объясняется трансформацией традиционных ин­ститутов социализации (семьи, образования), в значительной мере утра­тивших свою социализирующую функцию. В отношении семьи это обу­словливается нарушениями межпоколенной трансляции социальных норм, ценностных ориентаций, способов и форм социального поведения в связи с их неадекватностью современным условиям жизни и, как следствие, па­дением авторитета менее адаптированных к новым условиям родителей.

Что касается образования, то здесь речь прежде всего идет о неэффек­тивности воспитательного воздействия на молодежь. В системе профес­сионального образования разрушены воспитательные структуры, устарели и не отвечают потребностям современного общества методы работы с мо­лодежью. Попытки реконструкции воспитательной системы (воссоздание структур, разработка планов воспитательной работы) в настоящее время оказываются малоэффективными.

Автор приходит к выводу, что система образования и семья как ин­ституты социализации в значительной степени утратили воспитательное воздействие на молодое поколение. В сложившейся ситуации функция со­циализации молодежи актуализируется в сфере, которая активно влияет на формирование личности молодого человека. Такой сферой для современ­ной российской молодежи является досуг.

Усиление роли досуга в процессе социализации молодежи обусловле­но ростом значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения в целом. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. По полученным данным досуг, от­дых, для всех возрастных категорий молодежи (от 17 до 31 года) оказался в тройке доминантных ценностей.

Для изучения влияния на социализацию современной российской мо­лодежи пространства досуга осуществлен анализ его составляющих, уча­ствующих в процессе формирования личности молодого человека. В этом аспекте и рассмотрена роль молодежных организаций, массовой культуры, религии, общения со сверстниками, физической культуры и спорта.

Установлено, что общение со сверстниками и массовая культура - ос­новные источники формирования ценностных ориентаций и образцов по­ведения молодежи. Это объясняется тем, что они являются наиболее дос­тупными, и, следовательно, наиболее распространенными видами досуго-вой деятельности всех возрастных групп молодежи, что подтверждают ре­зультаты многочисленных исследований. Так, например, по данным ис­следования ИСПИ РАН общение со сверстниками занимает до 60% от общего объема досугового времени молодежи.

В целом анализ социализации молодежи в пространстве досуга дал основание говорить о наличии в нем стихийных процессов, связанных с фактической неуправляемостью и неорганизованностью жизнедеятельно­сти молодежи в этой сфере. Данной ситуации свойственно усиление веро­ятностного характера социализации, что является следствием, прежде все­го, увеличения количества относительно самостоятельных и не склады­вающихся в единую иерархическую систему институтов социализации (семья, школа, средства массовой информации (СМИ), общественные объ­единения). В настоящее время они выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях распространения своего воздействия. Речь в данном случае идет об отдалении профессиональных воспитателей от воспитан­ников, на которых все большее влияние оказывают СМИ и окружение сверстников.

Несмотря на негативные проявления стихийных процессов формиро­вания личности молодого человека в сфере досуга (неконтролируемое влияние СМИ, окружения сверстников и пр.) в его пространстве заложен потенциал образовательных, воспитательных инициатив. Обеспечить их реализацию на практике можно посредством целенаправленного педаго­гического воздействия на формирование личности молодого человека. Этот потенциал досуговой сферы рассматривается автором на примере воспитательных возможностей молодежных организаций и физкультуры и спорта.

Резюмируя, автор делает вывод о возрастающем влиянии досуга на становление личности молодого человека, что позволяет рассматривать досуг в качестве фактора и сферы социализации современной российской молодежи.

Во второй главе «Трансформации в структуре и содержании мо­лодежного досуга» рассматриваются основные тенденции развития моло­дежной досуговой деятельности и современная социокультурная ситуация в этой сфере; анализируются особенности и возможности регулирования свободного времени и досуга молодежи.

В первом параграфе «Современная социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга» исследованы изменения видов досуговой деятельности молодежи и новая социокультурная среда как объективный фактор трансформаций структуры и содержания молодежного досуга.

Рассмотрение социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи осуществляется по двум основным направлениям. Первое представлено анализом социокультурной среды - условий формирования досуговых по­требностей молодежи. Второе - анализом видов ее досуга, что позволило рассмотреть способы реализации потребностей молодежи в исследуемой сфере. Поскольку содержание и характер молодежной досуговой деятель­ности определяются социокультурной средой - качеством социокультур­ной деятельности ее субъектов, то анализ видов досуга современной рос­сийской молодежи дал основания для выводов о состоянии социокультур­ной ситуации в сфере молодежного досуга в целом.

В числе факторов, определяющих ее характер, рассматриваются СМИ. Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и телевидение, оказывающие, наряду с кинематографом, влияние на выбор приоритетов в ценностях молодого поколения, формирование его духов­ного мира.

С целью рассмотрения характера основных установок, ценностных ориентаций, пропагандируемых СМИ, осуществлен анализ общей содер­жательной направленности молодежных периодических изданий. Резуль­таты исследования показали, что основной объем содержащегося в них материала посвящен новостям кино и видеорынка (в среднем около 20%), шоу-бизнеса (около 50% в среднем), что в сумме составляет до 70% от общего объема их содержания, темам любви и секса (около 15%), фанта­стики и астрологии (в среднем - 10%). Полученные данные свидетельст­вуют о том, что в погоне за прибылью молодежные периодические изда­ния превращаются в источники распространения упрощенных образцов массовой культуры.

Анализ деятельности СМИ приводит к выводу: коммерциализация культурного процесса активно ведет к отходу от норм и ценностей высо­кой культуры, что, безусловно, отражается на системе ценностных ориен-таций и культурных идеалов молодого поколения.

В системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы, направленные не на творчество и духовное развитие, а на отдых, развле­чения, рекреацию. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования изменений в системе культурных потребностей молодежи, проведенного Российским независимым институтом социальных и нацио­нальных проблем в 12 регионах России. По полученным данным в период с 1987 по 1997 гг. число молодежи, отдающей предпочтение художествен­ному творчеству снизилось с 74% до 27%, техническому - с 74% до 27%, потреблению различного вида художественной культуры (театр, кино, му­зей) - с 92% до 47%. Это позволяет говорить о превалировании в сфере досуга молодежи потребительства над творчеством.

Такие выводы подтверждаются и результатами, полученными авто­ром. Методом опроса было установлено, что большую часть досугового времени студентов вузов и колледжей занимают общение с друзьями (73% и 75% соответственно) и телевидение (70% и 76% соответственно), что свидетельствует о распространении пассивных форм проведения досуга. Ориентация на активный досуг чаще всего находит выражение в посеще­нии дискотек (у 52% студентов вузов 48% студентов колледжей от общего числа выбравших активные формы досуга). Посещают кафе, бары 31% и 24%, театры - 3% и 1% студентов вузов и колледжей соответственно.

Анализ результатов социологических исследований позволил выявить характер трансформаций в сфере молодежного досуга и сделать вывод о том, что в структуре культурных потребностей молодежи «к центру» пе­ремещаются многие ценности, бывшие ранее «на периферии». Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к праг­матизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен.

С целью определения сути происходящих в досуговом пространстве молодежи изменений, обусловленных современной социокультурной си­туацией, проведен сравнительный анализ ранее существовавших и совре­менных досуговых форм (чтения, кино, просмотра телепередач, посеще­ния дискотек), а также рассмотрен новый вид досуговой деятельности молодежи, появившийся и получивший распространение в последнее время (Интернет).

Общая логика сравнительного анализа проходила по линии «старая форма - новое содержание». Это позволило увидеть масштабы изменений, происходящих в сфере молодежного досуга, и сделать вывод о том, что традиционные виды досуговой деятельности наполняются иным содержа­нием.

В качестве важной предпосылки, оказавшей влияние на изменение со­циокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, рассматриваются процессы распространения новых информационных систем (Интернет).

Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоя­щее время формируется принципиально иная социокультурная ситуация, обусловливающая формирование новых досуговых ценностей современ­ной молодежи.

Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения до-суговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется сама - преобразуется в связи с деятельно­стью человека. Иными словами появление новых и изменение существо­вавших ранее видов досуговой деятельности молодежи раскрывает взаи­мовлияние социокультурной среды и досуговой деятельности.

Во втором параграфе «Общая характеристика и типология досу-говых стратегий молодежи» акцентируется внимание на том, что фор­мирование новых досуговых стратегий молодежи является одним из фак­торов изменений, происходящих в сфере ее досуга.

В связи с этим в реферируемой работе автором вводится понятие «до-суговой стратегии», под которым понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпре­провождения. Разработка данного понятия обусловлена тем, что фиксиро­вание только самого досугового вида, без учета многообразия целей, средств их достижения и мотивов деятельности, недостаточно для пони­мания трансформаций, происходящих в сфере молодежного досуга. Это объясняется тем, что именно содержание и мотивы деятельности, направ­ленной на удовлетворение самых разнообразных потребностей, раскры­вают ее смысл.

На основании проведенного автором социологического исследования целевых ориентаций и механизмов удовлетворения потребностей молоде­жи в сфере досуга были выделены следующие молодежные досуговые стратегии: «полезность» (участие в благотворительных акциях, общест­венно-полезной деятельности и пр.), «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и пр.), «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее» (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр.), «отдохнуть»

(просмотр телепередач, слушание музыки и пр.), «хоть чем-то занять до­суг» (гуляние без определенных целей, «посиделки»), «уход» (употребле­ние алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения про­блем и пр.), «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объедине­ниях и пр.), «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.), «престижность» (увлече­ние современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов, дискотек и пр.).

Автор делает вывод, что выделенные стратегии различаются целями, сформированными молодежью в отношении пространства досуга, и сред­ствами их достижения. Это объясняет соответствие стратегиям тех или иных видов досуговой деятельности, наполненных определенным содер­жанием, и наличие связей между этими видами (они объединены общей ориентирующей направленностью на удовлетворение тех или иных по­требностей). Вместе с тем отмечается, что различение выделенных страте­гий в некоторой степени условно, поскольку границы между ними размы­ты, то есть стратегии могут пересекаться, удовлетворяя разнообразные по­требности молодежи.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило автору разработать типологию досуговых стратегий молодежи. В качестве осно­ваний предложенной типологии выступают: уровень досуговой активно­сти и доминирующая (ведущая) ориентация, в которой кроются причины направленности интересов, цели. Для реализации последних молодежь и организует свою досуговую деятельность, определяющую содержание до-суговой стратегии. Указанные основания дают возможность выделить че­тыре типа досуговых стратегий молодежи - два активных и два пассив­ных: собственно активный и активно-достижительный; собственно пас­сивный и пассивно-продвигающий.

Два первых типа характеризуются участием в активных видах досуга, но отличаются целевой ориентацией: наличием (активно-достижительный тип) или отсутствием (собственно активный тип) четко сформированной цели достичь в пространстве досуга значимого результата (социального статуса или каких-либо жизненных успехов посредством реальных усилий в сфере досуговой деятельности).

Два других типа - пассивные - связаны соответственно с реализацией стратегии посредством пассивных форм досуга. Характер их отличия так­же заключается в содержании целевой ориентации: наличии (пассивно-продвигающий тип) или отсутствии (собственно пассивный тип) сформи­рованной цели «продвинуться», получить тот же, например, значимый статус, но только без ориентации на конкретный, видимый результат дея­тельности на досуге.

В рамках разработанной типологии выделенные досуговые стратегии могут быть распределены следующим образом: к собственно активному типу отнесены стратегии (при условии их реализации по большей части посредством активных форм досуга) - «отдохнуть», «полезность»; к соб­ственно пассивному - «хоть чем-то занять свой досуг», «уход»; к активно-достижительному - «поиск смысла жизни», «престижность» (при условии их реализации через активные виды досуговой деятельности); к пассивно-продвигающему типу - «престижность» (при условии реализации посред­ством пассивных форм досуга).

На основании анализа выявленных молодежных досуговых стратегий и их типологии автор показал, какие проблемы решаются молодежью в пространстве досуга, то есть раскрыл его роль. Она заключается в том, что для части молодежи досуг выступает замещающим другие сферы жизне­деятельности пространством, выполняя таким образом функцию, назван­ную компенсаторной функцией, которая раскрывает возможности самоут­верждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятель­ности.

Данные проведенного исследования позволили сделать вывод, что происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обусловливаются не только изменением общей социокультурной ситуации, но и появлением у самой молодежи новых досуговых стратегий. Это связано с тем, что формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются существующими в практике средствами их достижения - видами досуга.

В результате, одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными (техническое творчество, худо­жественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием (дискотека, чтение, про­смотр телепередач). Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике проведения молодежью досуга виды (Интернет).

Итак, складывающаяся в пространстве досуга социокультурная ситуа­ция приводит к формированию у молодежи новых досуговых стратегий, определяющих трансформацию старых и формирование и распростране­ние новых видов досуговой деятельности.

В третьем параграфе «Культура досуга молодежи и проблемы ре­гулирования свободного времени» раскрываются основные проблемы, принципы и методы регулирования свободного времени и досуга совре­менной российской молодежи.

В качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; на­бор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к уча­стию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствую­щих самореализации творческого потенциала личности.

Особое внимание при рассмотрении свободного времени и досуга мо­лодежи уделяется разграничению понятий «управление» и «регулирова­ние». Автор считает, что управление как целенаправленное воздействие, содержащее четкую и жесткую регламентацию деятельности молодежи на досуге, должно смениться ее регулированием, подразумевающим, в боль­шей степени, не воздействие, а содействие молодежи и взаимодействие с ней.

Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования всего свободного времени. Это связано с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подра­зумевает воздействие на пространство всего свободного времени. Кроме того, поскольку досуг, как и свободное время в целом, не автономная сфе­ра жизнедеятельности, то регулирование досуга может осуществляться опосредовано, путем переориентирования молодежной активности из до­суга в другие жизненные сферы, например, трудовую или общественную деятельность. Метод регулирования свободного времени в таком случае заключается в акцентировании внимания молодого поколения на другом значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого усло­вий.

Другим важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предостав­ляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель тако­го контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятель­ности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содейство­вали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это ока­жет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досу­га современной молодежи.

Регулирование свободного времени и досуга молодежи должно бази­роваться прежде всего на принципах свободы, интереса и толерантности.

Свобода рассматривается как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписанию, чем надо заниматься. Данный принцип подразумевает создание в пространстве досуга условий для реализации досуговых интересов всех категорий молодежи.

Принцип интереса призван создавать в пространстве досуга условия для самоорганизации молодежи, содействовать проявлению ее инициа­тивности - формированию в сфере досуга активной позиции, обеспечить учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении ее до­суга.

Под принципом толерантности понимается желание и способность субъектов, осуществляющих регулирование досуга молодежи, понимать и принимать возникающие у молодого поколения досуговые интересы и по­требности. При этом отмечено, что толерантность не должна касаться та­ких видов досугового времяпрепровождения, которые принято считать де-виантным поведением (например, употребление алкогольных напитков и наркотиков, хулиганство и пр.).

Помимо разработки собственно принципа толерантности в области регулирования свободного времени молодежи автором отмечается важ­ность характера толерантной позиции субъекта регулирования - пассив­ного или активного. Позиция пассивной толерантности подразумевает простое непротиводействие досуговым инициативам молодежи; активной - наряду с терпимым отношением - содействие в реализации молодежью важных для нее целей в сфере досуга. При этом подчеркивается, что именно позиция активной толерантности должна в наибольшей степени способствовать оптимизации процессов регулирования свободного време­ни молодежи.

В целом реализация рассмотренных принципов и методов регулиро­вания свободного времени и досуга молодежи станет залогом эффектив­ности этой деятельности.

Регулирование свободного времени и досуга молодежи рассматрива­ется на примере работы с молодежью учреждений и организаций Красно­дарского края (комитета по делам молодежи, департаментов культуры, образования и науки), которые осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клу­бов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства че­рез создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка - клуб по месту жительства - молодежный центр). Последнее имеет большое значение, поскольку созданные по месту жительства клубы по интересам оказались поддержаны и востребованы самой молодежью. Формирование социоклубного пространства, учитывая его роль в профи­лактике девиантного поведения молодежи, является важнейшим условием реализации главной цели регулирования этой сферы жизнедеятельности молодежи - повышения уровня культуры ее досуга.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются вы­воды в соответствии с целями и задачами, предлагаются рекомендации для разрешения проблемы обозначенного в сфере молодежного досуга противоречия, намечаются направления дальнейшей разработки темы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1.      Котельникова Н.В. Некоторые аспекты влияния экономических процессов на структуру молодежного досуга // Рыночная экономика и об­разование: Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 1.2. -Краснодар: «Кубанский учебник», 2000. - С. 114-116.

2.      Котельникова Н. В. Влияние СМИ на социокультурную ситуа­цию в сфере молодежного досуга // Социальная, нравственная и юридиче­ская ответственность СМИ в реформируемом обществе: Материалы науч­но-практической конференции. - Краснодар: Изд-во КГАУ, 2000. - С. 53­56.

3.      Котельникова Н.В Семейный досуг: проблемы воспитания моло­дежи // Современная семья: проблемы и перспективы развития: Материа­лы Всероссийской научной конференции. Вып. 1.- Тверь: Изд-во ТГТУ, 2001. - С.15-17.

4.      Котельникова Н.В. Досуг современной российской молодежи: традиции и инновации // Вестник Уральского государственного техниче­ского университета-УПИ. - Сер. «Гуманитарные и социально-экономические науки». Актуальные проблемы социологии и менеджмен­та: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. № 4 (24). -

С. 282-284.

5.   Котельникова Н.В. Речевая культура молодежи как фактор инте-
грации в сфере свободного времени // Социальные варианты языка - II:
Материалы международной научной конференции. - Н. Новгород: Изд-во
НГЛУ, 2003. - С. 154-157.

 


      Спонсоры сайта: Институт глобалистики и коммуникаций, НИИ Европейского развития

 

 
Hosted by uCoz